Большинство россиян устраивается на работу «по блату»

18 ноября 2019 года в 16:21

Подавляющее большинство руководителей компаний нанимали сотрудников из числа своих знакомых. К такому выводу пришли эксперты проекта «HR Lab. — Лаборатория HR Инноваций» и платформы «Академия Здоровья», которые провели исследование для аналитического центра «АльфаСтрахование. Медицина».

В результате анонимного опроса, проведенного компанией «АльфаСтрахование», среди руководителей различных подразделений 100 российских компаний с оборотом от 100 миллионов рублей в год, выяснилось, что 92% принимали на работу сотрудников по знакомству или по личным рекомендациям хотя бы раз в жизни. При этом 57% опрошенных считают такой способ найма более эффективным, чем поиск людей «с улицы», а принятых таким образом сотрудников — более надежными и преданными компании. Таковых оказалось 68%.

Из работодателей, которые используют личные связи при приеме на работу, 47% предпочитает брать сотрудников из бывших коллег. Примерно треть хотя бы раз в жизни помогали при устройстве на работу непосредственно своим друзьям и знакомым, почти столько же работодателей находили работников по личным рекомендациям из своего окружения, 11% устраивали на работу своих родственников, включая близких.

Поиск кандидатов со стороны пользуется меньшей популярностью. За помощью к специальным сайтам прибегали 93% компаний, однако эффективными поиски работников таким способом считают лишь 26%. Также 37% искали сотрудников, используя рассылки по корпоративной почте и объявления внутри компании, около 20% прибегали к услугам профессиональных агентств по подбору персонала.

«Трудоустройство по знакомству — весьма распространенная практика не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Есть мнение, что нанятые таким образом сотрудники надежнее и лояльнее, ведь личные связи удерживают их от ухода к конкурентам. Подобная практика существует очень давно. При этом первые HR-агентства в России появились всего четверть века назад, и далеко не все российские руководители обращаются к посредникам. Как правило, услугами рекрутинговых компаний и агентств пользуются иностранные фирмы и наиболее крупные игроки, входящие в топ-500 компаний России по выручке», — говорит Алиса Безлюдова, директор департамента маркетинга «Медицина» Группы «АльфаСтрахование».

Результаты исследования во многом подтверждают итоги опроса, которые в августе опубликовал портал HeadHunter: 94% компаний принимали на работу кандидатов, найденных через личные связи. При этом 45% работодателей считают, что способ поиска сотрудников через рекомендации более эффективен по сравнению с традиционным поиском на сайтах. Две трети из них даже признались, что им самим хотя бы раз приходилось устраиваться на работу, используя связи.

Политики конфиденциальности и Условий использования Google