Эксперты рассказали о статистике финансовых мошенничеств в Екатеринбурге
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, начальник отдела по борьбе с мошенничествами отдела уголовного розыска МВД, майор Игорь Каргаполов и глава управления Центробанка по защите прав потребителей и обеспечению доступности банковских услуг в УрФО Сергей Кокоулин рассказали журналистам о статистике финансовых мошенничеств в Свердловской области и о том, как власти борются с такими жуликами.
Как говорит Татьяна Мерзлякова, после запрета финансовых пирамид аферисты начали создавать различные компании, которые мимикрируют под легальные денежные организации, чтобы обмануть доверчивых граждан. В качестве примера она привела потребительские кооперативы
«Пострадавших у нас уже несколько тысяч. МВД уже занимается ими и мы ведём реестр всех, кто к нам обратился за помощью из обманутых вкладчиков. Заместитель Генпрокурора по Уральскому федеральному округу уже обратил внимание на это явление, потребовав провести тщательную проверку потребительских кооперативов».
Также она отметила, что мошенники любят прикидываться всевозможными банковскими и финансовыми экспертами, которые могут пообещать человеку всё что угодно, лишь бы выманить из него деньги. Поэтому не стоит обращаться за помощью с финансами к первым попавшимся специалистам, какими бы сведущими они себя не показывали.
Особенно часто, подчёркивает Мерзлякова, такое происходит если человек уже попался на удочку жуликов и пытается обратиться за помощью к специалистам. Тогда он может найти себе «помощников», которые пообещав поддержку и решение проблемы, вновь обманут его и исчезнут с уплаченными деньгами.
Майор Игорь Каргаполов отметил, что в 2019 году в Екатеринбурге увеличилось количество случаев обмана доверчивых граждан. Всего за 9 месяцев этого года полиция города возбудила 1335 уголовных дел связанных с мошенническими действиями.
Однако в этом году впервые доля преступлений, совершённых с помощью Интернета и мобильного телефона, перевесила «классические» схемы обмана, когда преступники «обрабатывали» своих жертв в реальной жизни. По статистике МВД, за этот год аферисты совершили 727 преступлений «онлайн» или через телефон и только 608 — с помощью личного контакта с пострадавшими.
«Хотелось бы особо выделить кражи с банковских карт. Аферисты придумали множество способов узнавать реквизиты этих карт и пароли от мобильных банков, чтобы получить доступ к денежному счёту. И по нашим данным, жертвами в этом случае становятся не только доверчивые пенсионеры, но и молодые граждане», — подчеркнул руководитель отдела по борьбе с мошенничествами.
Но прежние способы обмана никуда не ушли. По-прежнему злоумышленники лгут людям (в первую очередь, конечно, старикам) прикидываясь фальшивыми соцработниками, медиками и всевозможными экстрасенсами, обещая вернуть здоровье или помочь с получением некоей «государственной выплаты».
Даже легальные фирмы, имеющие лицензию государства, могут по ошибке «обмануть» человека в денежных вопросах. Представитель ЦБ Сергей Кокоулин рассказал журналистам, что Центробанк рассматривает жалобы граждан на такие компании, помогая вернуть им свои деньги.
В основном, это различные микрофинансовые и кредитные организации. Если проверка регулятора действительно выявляет ошибки и нарушения в работе таких контор, то представители ЦБ предписывают всё исправить:
«Статистика по всей России показывает снижение количества жалоб от людей на легальные компании, в сравнении с прошлыми годами. Но в Свердловской области их количество наоборот выросло примерно на 8%. Все они рассматриваются и в случае их подтверждения мы предпринимаем административные меры, заставляя компанию привести всё в порядок», — сказал Сергей.
Также он добавил, что при работе с компаниями-аферистами Центробанк сотрудничает с правоохранителями, работая с ними через специальные комиссии.