Семья разведчиков: «Это как ходить по канату. Первый раз идешь — очень страшно»
В Екатеринбурге в минувшие выходные побывали без преувеличения легендарные люди — разведчики-нелегалы, на протяжении 20 лет прожившие за рубежом — во Франции, Канаде и США — под чужими именами, полковники СВР в отставке с 2010 года Андрей Безруков и его супруга Елена Вавилова. В числе десяти коллег, составлявших резидентурную сеть в США, они были выданы ФБР одним из ее кураторов, полковником Потеевым, и арестованы в Бостоне. На родину они вернулись в рамках обмена заключёнными шпионами между Россией и США (в число обменянных четырех российских граждан вошел и небезызвестный Сергей Скрипаль).
Елена жила на чужбине под именем Трэйси Ли Энн Фоли, ее супруг — под именем Дональда Ховарда Хитфилда. Во время проживания в Канаде у них родились двое сыновей — Тим (Тимофей) в 1990 году и Алекс (Александр) в 1994-м. История их семьи легла в основу телесериала «Американцы» (6 сезонов). Музей «Россия — моя история» предоставил жителям уральской столицы уникальный шанс — задать Андрею Олеговичу и Елене Станиславовне любые вопросы в рамках «Прямой линии», которую провели Алексей Столяров (Lexus) и Тимофей Жуков. На ней присутствовал и корреспондент портала Uralweb. Пока готовится большой материал, предлагаем вашему вниманию небольшое интервью, взятое нами у гостей перед началом встречи.
— Это было ваше желание — стать разведчиками?
Елена: — Это к вопросу о том, профессия выбирает человека или человек профессию. Наша профессия — когда нас выбирают и нам предлагают. Нам предложили для начала пройти подготовку и мы согласились. Мы чувствовали внутреннюю мотивацию.
Андрей: — Это такая профессия, где сами, конечно, не выбирают. Но желание должно быть. Чтобы работать разведчиком, нужно понять, что ты отдаешь жизнь: время, силы. Эта работа забирает все. Наши ветераны обычно говорят: это не работа, это судьба. И когда нам поступило предложение, то оно совпало с нашим желанием. И я от себя могу сказать — я благодарен судьбе, что так получилось. Я бы в любой момент и продолжил бы, если бы не предательство. Это прекрасно, что мы хоть чуть-чуть могли Родине отдать, на нее поработать. В самые трудные моменты, когда Родине было больно, мы все-таки внесли свою лепту. Небольшую, но внесли.
— Тяжело ли было жить под легендой?
— Андрей: — Тяжело в том смысле, как тяжело на любой тяжелой работе. Она много забирает, но и дает много. Если ты чувствуешь, что делаешь правильное дело, у тебя кошки не скребут. Ты знаешь, зачем ты живешь, и это счастье. Мы были счастливы работой.
Елена: — Перевоплощаться, конечно, пришлось. Жизнь была под маской другого человека, но внутри мы, конечно, оставались самими собой. Имитировать людей другой национальности, включая их жесты — это труд, навык. Он стал нашим вторым «я». Контроль — это усилие воли. Этому можно научиться, и со временем самоконтроль становится автоматическим. Чем дальше — тем легче это дается. Мы свою легенду создавали свой жизнью, шаг за шагом. Начинаешь с малого, и постепенно обрастаешь реальными событиями. Я была агентом по недвижимости, прошла обучение, получила две лицензии. Это очень важно — чтобы всем было понятно, на какие средства мы живем, какие у нас интересы, хобби.
Андрей: — Это как ходить по канату. Первый раз идешь — очень страшно и очень высоко. А когда ходишь всю жизнь — ты можешь встать на нем на голову. Это привычка, опыт.
— Что вы думаете про «дело Скрипалей»? Почему, по-вашему, отец и дочь исчезли после всей этой истории?
Андрей: — Это дело полностью надуманное. Дело Скрипалей связано с тем, что британские элиты, как, кстати, и американские, находятся в полном раздрае. Они не знают, что делать, они оказались в ситуации, когда они теряют контроль и все средства хороши для того, чтобы переложить ответственность за то, что происходит внутри страны, на кого-то, и мобилизовать против России всех остальных. Дело Скрипалей — это именно об этом. Нет никаких фактов. Жив ли он — не знаю, да это даже и неважно. Они — пешки в игре.
— После «дела Скрипалей» сотрудники ГРУ стали в чем-то посмешищем, их обвинили в якобы провале операции по устранению предателя.
Андрей: — Неправда. Неправда. Неправда. Давайте отвлечемся от вбросов, от пены и посмотрим на главное — в России существуют службы, которые выполняют функцию безопасности нашей страны, в том числе внешней. Они все работают на страну и находятся под контролем нашей власти, они все успешно выполняют поставленные перед ними задачи.
— В соцсетях про Россию один негатив, настроения упаднические — все разворовали, нет никаких прорывных проектов и успехов.
Андрей: — Совершенно неправда. Чем гордиться нам всегда есть, и было. Посмотрите, что творится у них. Полный развал. Структуры государства воюют друг против друга. Они просто паникуют в данный момент, они не знают, что делать. После того разброда, что творится в Америке, мне приятно жить в стране, где порядок. Посмотрите на Екатеринбург, на Москву. Да, со всеми имеющимися у нас проблемами, у нас становится все лучше.
— На кого работает Навальный, как думаете?
Андрей: — Идет политическая борьба, а в политической борьбе все средства хороши, это нормальное явление. Всегда есть люди, которых легко разыграть. Вообще, это не наша стезя, не хочется в это углубляться.
— В США у вас были близкие друзья?
Елена: — Безусловно, потому что мы должны были быть обычными людьми, с дружескими контактами и связями. Особенно хорошо они устанавливались через детей, с родителями их друзей. Мы находили людей, с которыми нам интересно, многие были нам близки по духу, и когда произошло то, что произошло, не все отвернулись и не все решили разорвать с нами отношения. По-человечески они нас понимали — то, что каждая страна имеет подобную службу, и есть люди, которые в ней работают. Поэтому друзья, безусловно, были, и человеческие отношения тоже.
— Елена, Вы сегодня презентуете свою книгу «Женщина, которая умеет хранить тайны». Скажите о ней несколько слов, пожалуйста.
Елена: — Это была моя идея — приоткрыть роль женщины в этой профессии. Но и будучи профессионалом, женщина остается женой и матерью, дочерью своих родителей. Это все — в моей книге, с примерами того, как становятся разведчиками, как проходит подготовка, и какие вызовы и риски возникают на пути каждого человека, который в этой профессии остается.