Каково работать в Екатеринбурге, если ты член ЛГБТ?
Недавно в СМИ Екатеринбурга и всей России прошла волна массовых публикаций о том, что студента УрГЭУ хотят исключить из учебного заведения в связи с тем, что в соцсетях он подписан на ЛГБТ-группы. От студента требовали отписаться от подобных сообществ или в итоге его отчислят. Эта новость всколыхнула общественность, докатившись даже до Кремля, и после поднявшейся шумихи проректор университета Роман Краснов заявил в интервью ТАСС, что информация была понята неверно — руководство УрГЭУ не собирается исключать студента из-за его членства в ЛГБТ-группах.
Мы решили обсудить эту ситуацию с юристом ресурсного центра ЛГБТ в Екатеринбурге Анной Плюсиной и узнать, часто ли в столице Урала происходят подобные ситуации и что делать людям нетрадиционной сексуальной ориентации, если их начали притеснять на работе.
В Екатеринбурге, по примерным оценкам, может проживать несколько сотен тысяч представителей ЛГБТ. По данным ресурсного центра, в период с 2017 по 2018 год на территории Свердловской области и Екатеринбурга было зафиксировано 366 нарушений прав человека из-за их сексуальной ориентации. В 10 из них людей вынуждали уволиться с работы, когда начальство узнавало том, что их сотрудник — гей или лесбиянка. Чаще всего сексуальные меньшинства подвергаются травле, оскорблениям и унижениям (т.н. буллингу).
«Мы готовы оказать помощь — как психологическую, так и юридическую — любому человеку, который столкнулся с дискриминацией из-за своей гендерной или сексуальной идентичности. В случае с травлей поддержка будет оказана моральная, если же будут нарушены чьи-то права, то мы готовы помогать человеку в правовом поле. Разумеется, юридическая помощь в таком случае абсолютно бесплатна», — говорит юрист ресурсного центра Анна Плюсина.
По её словам, в основном за помощью в ресурсный центр обращаются молодые люди от 18 до 25 лет.
Юрист ресурсного центра также отметила, что большинство случаев притеснения членов ЛГБТ попросту замалчиваются, т.к. сами геи или лесбиянки боятся, что в случае широкой огласки о их ориентации узнают друзья, коллеги или родственники и они подвергнутся ещё большим унижениям. И широкий резонанс, как случае со студентом из УрГЭУ, это большая редкость. Обычно люди либо увольняются по собственному желанию, либо ещё как-то стараются замять произошедшее.
Особенно это касается геев, поскольку, как говорит Анна, к мужчинам относятся гораздо суровее, если вдруг станет известно о их нетрадиционной сексуальной ориентации:
«В целом можно сказать, что на геев оказывается гораздо больше давления, чем на тарнсгендеров или лесбиянок. Потому что даже если, допустим, люди увидят двух девушек, держащихся за руки и идущих по улице, то с куда меньшей вероятностью у них возникнут проблемы, чем если бы это были парни».
В сборнике мониторинга случаев нарушения прав по признаку сексуальной ориентации, который выпустил ресурсный центр ЛГБТ в Екатеринбурге, описывается один из случаев, когда гея затравили на работе и он был вынужден уволиться.
Гражданин С. с 2014 по 2015 год работал геологом на Светлогорском месторождении. Однажды его коллеги случайно узнали о том что С. — гей и начали над ним всячески издеваться. Начальник конторы, в своё время отсидевший в тюрьме, приказал выделить для С. отдельные тарелку, кружку и ложку, как для прокажённого. Не выдержав постоянных нападок и унижений, С. уволился с работы по собственному желанию и 3 месяца ни с кем не разговаривал.
Но и женщин особо не жалеют. Во время интервью Анна вспомнила случай, который произошёл в 2013 году в Хабаровске. Тогда женщину-учителя, которая открыто поддерживала ЛГБТ, на работе попросту затравили и в итоге она уволилась.
Если же гей или лесбиянка всё-таки решатся идти в суд, то финальный исход зависит от того, какой конкретно форме дискриминации был подвергнут представитель ЛГБТ.
«В случае физической агрессии и побоев нападавшего конечно осудят, но при этом не будут говорить о мотиве ненависти к потерпевшему именно из-за сексуальной или гендерной ориентации. За годы моей практики я ни разу не слышала, чтобы во время суда ключевой причиной для агрессии указывалась именно ненависть к ЛГБТ. Но я и мои коллеги-юристы не считаем, что это происходит из-за нелюбви к геям и лесбиянкам со стороны суда или прокуратуры. Просто такой мотив следствию будет тяжело доказать и поэтому о нём просто не говорят», — отмечает юрист.
Однако в целом за последние годы отношение к ЛГБТ в Екатеринбурге улучшилось, отмечает Анна. По её словам, даже если кто-то и ненавидит геев и лесбиянок, то старается не показывать этого в обществе, поскольку это становится дурным тоном. Поэтому случаев дискриминации геев или лесбиянок на работе становится всё меньше. Хотя полностью ненависть к ЛГБТ не исчезнет, ведь она есть даже в более либеральных странах, чем Россия, но там такие убеждения не афишируются, убеждена девушка.