Свердловск был единственным городом, куда вывезли сокровищницу Эрмитажа
На чердаке центра «Эрмитаж-Урал» — екатеринбургского филиала Государственного Эрмитажа, который возводится на месте музея ИЗО на улице Вайнера, 11 — будет создана мемориальная комната, пространство которой станет отдельной экспозицией, рассказывающей о жизни эвакуированных в 1941 году в Свердловск сотрудников Эрмитажа. Об этом сегодня рассказали журналистам заместитель генерального директора Санкт-Петербургского Государственного Эрмитажа Алексей Богданов и директор Екатеринбургского Музея изобразительных искусств Никита Корытин.
Мемориальная комната расположится под самой крышей здания — именно там, где и трудились эвакуированные в тыл сотрудники музея.
«Прежде всего, хочу сказать спасибо свердловчанам, потому что Эрмитаж в годы войны принял Свердловск, если помните», — сказал в самом начале беседы с журналистами представитель Государственного Эрмитажа. Он еще раз поблагодарил жителей города, который в годы войны сохранил коллекцию мирового значения.
Свердловск был единственным городом, куда была вывезена сокровищница. На Урал успели отправить два эшелона, третий пришлось разгружать обратно и размещать в самом Эрмитаже — северная столица уже была взята в кольцо блокады.
На Урал прибыл 1 миллион 180 тысяч экспонатов — бОльшая часть коллекции Эрмитажа.
«То, что мы видим сегодня на стенах залов Эрмитажа — „Возвращение блудного сына“ и все остальное — это все было здесь, только в ящиках, — сообщил директор екатеринбургского Музея ИЗО Никита Корытин. — Ящики с экспонатами стояли на всех этажах, в подвале. Поэтому когда речь зашла о создании центра „Эрмитаж-Урал“, вопрос, что открывать его нужно именно в этом здании, был практически решенным. Где стояли ящики в годы войны, там и будут проходить выставки».
Как рассказал Никита Николаевич, в Свердловск прибыли порядка 30 сотрудников Государственного Эрмитажа. Все годы, что шла война, они вели в этом здании активную научную деятельность — описывали экспонаты, консультировали местных коллег, выезжали на места и помогали им готовить их выставки. За то время, пока ленинградцы находились на Урале, была создана Нижнетагильская галерея. Коллекция Эрмитажа пределов здания музея на Вайнера не покидала и, соответственно, нигде не экспонировалась.
«Третий этаж здания — тот, где они работали, и где мы различными способами будем рассказывать зрителям эту историю, — говорит Корытин. — Для нас важно, чтобы она, а не только события 1918 года, присутствовала в общекультурной повестке Екатеринбурга. Мы — город, который спас Эрмитаж, и этим можно гордиться. Это часть нашей идентичности. Это очень важная история. Это существенная часть создания местной легенды».