Что должны построить в Екатеринбурге к 300-летию?
Ровно через четыре года Екатеринбург отпразднует свой 300-летний юбилей. К этой дате свердловские чиновники уже успели наобещать множество проектов и строек. Но, как мы видим по разбитому второй год скверу за Оперным театром и простаивающей набережной Исети от Куйбышева до ЦПКиО, за первоочередное благоустройство которой в марте 2018 года голосовал весь город, верить этим обещаниям можно с большой поправкой. К счастью, в 2023 году нам будет с кого за них спрашивать: и депутаты гордумы, и глава Екатеринбурга еще будут в своих полномочиях, а некоторые из них будут баллотироваться по второму кругу на сентябрьских выборах. Этот текст — «капсула времени», письмо в будущее, по которому можно будет сверить ожидания 2019 года и реальность.
Деревня Универсиады в Новокольцовском
Пожалуй, в это верится охотнее всего. Соглашения об Универсиаде уже подписаны, разрешение на планировку и межевание территории группе «Синара» выданы. С нуля компания должна построить новые учебные корпуса и общежития для УрФУ, а также дворец водных видов спорта и гребной канал. Последним, впрочем, может заняться и РМК, которая проявляла интерес к проекту. Вопрос вызывает только смета строительства объектов: и Центральный стадион, и построенный «Синарой» конгресс-центр постоянно росли в цене во время работ, но, по крайней мере, их сдали в срок и все мероприятия провели вовремя. В худшем случае большинство международных соревнований можно провести и на действующей инфраструктуре Екатеринбурга, поэтому переживать за потерю Универсиады-2023 не приходится.
Новый зоопарк
Кроме деревни Универсиады, мэрия хотела бы увидеть введенную в эксплуатацию первую очередь нового зоопарка в этом районе в 2023 году. Но в городе уже сообщили, что сроков по проекту больше нет, а на отведенном под зоопарк месте теперь будут объекты Универсиады, так что придется переделывать проект заново.
Вторая ветка метро
Шансы на строительство второй ветки метро к юбилею города тают на глазах. Уже через месяц после презентации плана обустройства города на совете у губернатора Евгения Куйвашева глава Екатеринбурга Александр Высокинский признал, что едва ли действующая линия будет продлена на две станции на север и две на юг, как это было предусмотрено Генпланом города — но в строительство ветки на ВИЗ еще верил благодаря Универсиаде. Стоимость всей ветки, указанной в планах — 79 млрд рублей, как раз столько должно уйти на строительство всех объектов Универсиады. Однако соревнования из Верх-Исетского района увела «Синара», и с тех пор со стороны Федерации не было ни одного четкого сигнала о том, что деньги на ветку дадут. Сейчас региональные власти пытаются пролоббировать проект.
Ледовая арена УГМК
Еще один проект, оцененный в 10,5 млрд рублей, строительство которого мало что может остановить. Частный инвестор в лице УГМК исправно выделяет деньги, застройщик уже выходит на площадку, областное правительство отдает компании все, что она просит в рамках проекта. По планам, достроенную арену на 15 тыс. зрителей мы увидим уже в 2022 году — так что до юбилея города у строителей есть даже небольшой временной задел, чтобы преподнести это как «подарок».
Шестиполосный Макаровский мост
Строительство нового Макаровского моста — главная боль автомобилистов последние два года. В администрации объясняли, что не реконструировать его уже опасно, и обещали возвести первую часть моста не позднее 29 ноября 2019 года. Относительно денег на остальное определенности пока нет, но в плане празднования юбилея города вторая очередь уже стоит: на нее потратят 1,18 млрд рублей. В итоге город должен получить мегамост, с двумя разделенными трехполосными проезжими частями и выделенной трамвайной линией. Вдобавок к этому областной минтранс хочет реконструировать мосты через реку Исеть на улицах Малышева и Декабристов, но никаких серьезных денег на это не заложено.
Достроенный ЕКАД
Заместитель главы города Алексей Бубнов недавно проговорился, что по-настоящему кольцевой дорогой ЕКАД станет только к концу 2021, максимум к 2022 году. В официальном плане подготовки к юбилею строительство ЕКАДа растянуто и до 2023 года включительно, а на стройку ежегодно тратят миллиарды, при общих затратах за четыре года 13,9 млрд рублей. Выглядит реалистично, но сроки строительства кольцевой дороги уже столько раз переносились, что уже и на них автомобилисты ориентируются с легким недоверием.
Благоустроенный ЦПКиО
В плане подготовки к 300-летию администрация обозначила, что хочет ежегодно тратить несколько сотен миллионов рублей на ЦПКиО, начиная с 2019 года, а в общей сложности вложить в парк 1,2 млрд рублей. Это в шесть раз больше, чем ушло на реконструкцию участка набережной Исети от улицы Малышева до Куйбышева — поэтому разница с тем, что в главном городском парке есть сейчас, должна быть видна невооруженным глазом. За основу возьмут проект застройщика Acons Group который хочет сделать из ЦПКиО «парк парков». Но есть нюанс: в этом году на парк тратить ничего не стали, итогового проекта до сих пор нет, а общественный совет по ЦПКиО по состоянию на сегодняшний день только-только сформирован и еще не собирался.
Парки и общественные пространства
Большую сумму — 1,5 млрд рублей — город хочет вложить в Литературный квартал в 2020—2021 годах, но по этому проекту пока конкретики никакой. На существенно меньшую сумму хотят благоустроить Шарташский лесопарк — всего 611 млн рублей за два года. Там хотя бы есть проект работ, и часть из них уже проводят, например строят велодорожку. Новый облик должен получить парк у метеогорки (в это хотят вложить 380 млн рублей), парк 50-летия ВЛКСМ (380 млн рублей), парк XXII Партсъезда (137 млн рублей), дендропарк на улице Мира (370 млн рублей) и сад Энгельса (73 млн рублей).
Новая набережная
К 2023 году город должен получить реконструированную набережную Исети. В планах не только участок от Куйбышева до ЦПКиО (700 млн рублей), но и участок от Челюскинцев до моста через Ольховку (401 млн рублей), участок городского пруда от Папанина до Челюскинцев (457 млн рублей), а также участки в зоне застройки жилых комплексов «Клевер Парк», «Демидов Камень», «Сказы Бажова» и ТЦ «Глобус» (201 млн рублей).
В дополнение к этому в планах заменить все вагоны в метро и значительную часть трамваев на новые, переложить пешеходные зоны на улицах Ленина и Малышева в граните, а памятник Ленину снять, реконструировать и поставить обратно. Надо только подождать.