Война Анны Балтиной. В Екатеринбурге вынесли очередной приговор «за репост»
Анна Балтина, одна из организаторов инициативной группы «Парки и скверы Екатеринбурга», после того, как выслушала приговор Ленинского райсуда, внешне не выглядела расстроенной. Возможно, потому, что мать двоих детей избежала наказания, связанного с административным арестом (могли дать до 10 суток).
Сегодня в коридоре на Щорса, 68 собрался весь «цвет» мирного «скверного» протеста. Среди тех, кто пришел поддержать Анну, были «Девочка-Весна» Екатерина Лахтикова, активистка Полина Грейсман, юрист, глава «Комитета в защиту сквера» Иван Волков, общественники Андрей Фирсов и Ярослав Ширшиков (последнего, к слову, будут судить завтра в этом же суде). Пришел и Дед Пикет — быший милиционер, ныне пенсионер, член «Единой России», ярый поклонник Путина Вадим (фамилию мужчина называть отказался)."Нас там много, в «Единой России», кто за сквер", — сказал Вадим. Для судебного заседания он приготовил новенький плакат, но пройти с ним в зал ему не разрешили.
Анну Балтину, преподавателя хорового пения из Березовского, судили по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» (часть 2 — «без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия»). Поэтому не случайно двумя свидетелями обвинения из трех выступили представители Министерства общественной безопасности — ведомства, занимающегося согласованием массовых и публичных мероприятий.
Главные специалисты МОБ Владислав Щетинин и Виталий Сорокин сообщили, что участники протестов не подавали никакого уведомления о проведении 13 мая каких-либо публичных мероприятий в сквере. Они также обвинили Анну Балтину в ведении незаконной предварительной агитации и несогласованном [с МОБ] собрании «с целью обозначить свою позицию по вопросу сквера». «Если люди собираются для обсуждения общественно значимых вопросов — то это собрание [и должно согласовываться]», — заявил свидетель обвинения Сорокин.
«А вы пытались выйти на Анну, объяснить, что это нужно согласовывать?», — спросила защитник Балтиной Ирина Ручко. «Разъяснение закона не входит в мои функции», — ответил Виталий Сорокин. «Людям предлагали разойтись?», — уточнила адвокат. «Я не слышал», — ответил Владислав Щетинин. Кроме того, массовые беспорядки — «это уже не публичное мероприятие» (читай: уже не входит в зону ответственности МОБ).
Третий свидетель обвинения, майор полиции УМВД Наталья Титутская представила в качестве доказательства причастности Анны Балтиной к несогласованным акциям скриншоты двух записей в соцсетях. Одна была сделана на личной странице подсудимой в Facebook 13 мая «А пойдемте вечером погуляем в сквере в 19 часов?», вторая — на странице группы «Парки и скверы Екатеринбурга» в соцсети «Вконтакте» «Пойдемте вечером обнимем сквер, не касаясь ограждения».
Майор полиции сообщила, что Анна Балтина является администратором группы «Парки и скверы Екатеринбурга» в соцсети «Вконтакте», следовательно, обе записи сделала именно она.
В свою очередь, Ирина Ручко в ходе всего судебного заседания настаивала на том, что к администрированию этой группы имеют доступ несколько человек, а запись в личном аккаунте Балтиной в Фэйсбуке — не авторский текст, а репост.
В качестве свидетеля защиты выступила сотрудник аппарата уполномоченного по правам человека в Свердловской области Анна Деменина. Представитель омбудсмена сообщила, что сама она в сквере в дни протестных акций не была, но там присутствовали ее коллеги. В суде же она, чтобы довести до слушателей позицию непосредственно омбудсмена Татьяны Мерзляковой. Анна Деменина попросила суд приобщить этот документ к материалам дела. Она подчеркнула, что аппарат омбудсмена не занимает в этом конфликте чью-либо сторону, для него важно, чтобы соблюдались права и свободы, в частности, свобода выражения мнения.
«Коллективная реализация свободы мнения в сквере проходила не как согласованное мероприятие, а как флешмоб», — заявила Анна Деменина. «Нам очевидно, что сегодня люди ищут другие формы выражения своего мнения, не связанного с согласованием и прочими [предусмотренными законодательством] процедурами. Люди пришли показать, чем им так важен этот сквер. Поэтому они делали то же самое, что делают обычно — гуляли, общались. Целью всего этого было коллективное выражение мнения, без нарушения закона».
Анна Деменина также сообщила, что в этом деле ни полиции, ни суду не удалось избежать наказания совершенно случайных людей, которые в этот момент оказались в сквере или рядом с ним.
Когда судья предоставила слово Анне Балтиной, та заявила, что она — со-основатель группы «Парки и скверы Екатеринбурга», главная задача которого — защита экологии, высокий статус зеленых насаждений, запрет застройки в этих зонах.
«В Фэйсбуке я выразила свое отношение к происходящему в сквере и хотела проинформировать своих друзей и подписчиков, — сказала Анна Балтина. — Виновной себя не считаю».
Она также высказала свое негодование в адрес губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. «14 мая я была на встрече у губернатора, на которой было принято решение, что все, что происходило в сквере 13 мая, обнуляется. Уже на следующее утро ко мне пришли [сотрудники полиции]».
Напомним, суд сегодня признал Анну Балтину виновной и приговорил к штрафу в размере 20 тысяч рублей (по низшей границе предусмотренного этой частью статьи 20.2 КоАП РФ наказания). Она уже заявила, что будет опротестовывать это решение. Иван Волков призвал было собравшихся сброситься деньгами на выплату штрафа, но энтузиазма не встретил. Выйдя из здания суда, он сфотографировался с Анной и ее родной сестрой, тоже яркой участницей обороны сквера, Аленой Смышляевой на фоне дворика. «На наших глазах делается история Екатеринбурга», — заявил он, завершая свою очередную прямую трансляцию.