«Мой сын уже не человек?». Страховые компании отказывают в страховке осужденным
Вопрос страхования жизни и здоровья заключенных поднял в своем Facebook отец одного из осужденных, отбывающих наказание в Свердловской области. Мужчина хотел оформить страховку на имя своего сына, находящегося за решеткой по приговору Верх-Исетского суда Екатеринбурга, но не смог этого сделать. «Full stop insurance! Сегодня я с ужасом для себя узнал, что, оказывается, невозможно застраховать жизнь и здоровье человека, сидящего в СИЗО или тюрьме. Мой сын уже не человек…», — написал отец молодого человека в соцсетях.
Прояснить ситуацию городской портал Uralweb.ru попросил юристов и пресс-службу ГУ ФСИН России по Свердловской области.
«Я этим вопросом никогда не озадачивался. Думаю, что по закону нет никаких ограничений, это правила самой страховой компании, — на условиях анонимности сообщил корреспонденту Uralweb.ru один из адвокатов. — Там высокий риск получения травмы или ее симулирования».
То, что осужденные не имеют запрета на добровольное страхование жизни и здоровья, порталу Uralweb.ru подтвердили и в пресс-службе ГУ ФСИН России по Свердловской области. Там пояснили, что полис ОМС в отношении осужденных, находящихся в СИЗО и исправительных колониях, действительно перестает действовать, все необходимое лечение заключенные получают за счет бюджета ФСИН. Глава пресс-службы регионального ведомства Александр Левченко при этом посетовал, что подопечный контингент даже от ВИЧ лечиться не хочет, принимать противовирусную терапию, что уж говорить о страховании.
«У нас в Свердловской области действует самая крупная в системе ФСИН России МСЧ 66, в которую входит несколько больниц, также подопечные ФСИН по договору получают медицинскую помощь в городских и областных больницах Свердловской области и Екатеринбурга, — рассказал глава пресс-службы свердловского ГУ ФСИН Александр Левченко. — Как и другие граждане России, осужденные также имеют право застраховать жизнь и здоровье в добровольном порядке. Сделать это могут либо родственники, либо сами осужденные, имеющие на лицевых счетах достаточное количество средств для этого. И такие случаи нам известны. Из более чем 20 тысяч осужденных, содержащихся в СИЗО и колониях в нашей области, застраховано несколько сотен. Все данные о наличии страховки содержатся в „Личном деле“ заключенного».
«Они [страховые компании] практически все отказываются от страхования осуждённых, ссылаясь на то, что есть какое-то положение о страховых компаниях, именно по этим случаям, там это у них называется „исключением“. И что это стопроцентные риски, — рассказал порталу Uralweb.ru отец осужденного Сергей Сашин. — Попробуйте сами позвонить в страховую и спросить, можете ли вы застраховать здоровье и жизнь человека, находящегося в местах лишения свободы. Получите исчерпывающий ответ. Похоже, что осуждённые уже действительно не люди и Конституция уже не про них. Про отношение к ним я уже не говорю».
Корреспондент Uralweb.ru позвонил в одну из самых известных страховых компаний России — «Альфастрахование». «Где находится?», — то ли не поняла, то ли не расслышала девушка, принявшая звонок. — «В исправительной колонии». — «Подождите, я переведу вас на специалиста». Но звонок так никуда и не пришел и спустя несколько минут ожидания мы сами повесили трубку.
«Я обратился во все известные наши страховые, в том числе в несколько компаний с иностранным участием — они тоже не страхуют в этих случаях. Буквально вчера получил очередной отказ», — добавил Сергей Сашин.
Представитель ГУ ФСИН, между тем, не упустил возможности в очередной раз подчеркнуть, что страхи за жизнь и здоровье осужденных со стороны их родственников преувеличены.
«В Тавдинском городском округе проживает 30 тысяч населения, в наших учреждениях содержится более 20 тысяч. И с полной уверенностью могу утверждать, что число суицидов в пересчете на душу населения у нас в сотни раз ниже, а доступность своевременной квалифицированной медицинской помощи — в разы выше. ДТП как одной из основных причин смертности населения нет, вообще, смертей от алкоголя и наркотиков нет, убийство осужденного — настоящее ЧП. Присмотра больше, — сообщил Александр Левченко. — Приведу такой пример. У нас в ирбитском СИЗО один из подследственных напился бытовой химии. В тот же день его доставили в специализированный центр в Екатеринбурге, спасли и вылечили. Более того — он скоро освободится, по состоянию здоровья, согласно Постановлению правительства №3. За минувший год по состоянию здоровья из исправительных учреждений Свердловской области вышли на свободу 132 человека, и они с этими заболеваниями продолжают жить, потому что прошли лечение».
Между тем, Сергей Сашин рассказал, что недавно сына, который в ожидании апелляционного суда находился в следственном изоляторе ИК №13 Нижнего Тагила, по неизвестной причине перевели в то самое СИЗО Ирбита, где у него случилось обострение хронического заболевания ЖКТ, но в необходимых лекарственных препаратах ему отказали. Как выяснилось позднее, медикам ГУ ФСИН в Ирбите вовремя не была передана медицинская информация, касающаяся здоровья осужденного.