Уральцы обнаружили, что на их деньги хотят построить частный «мусорный» завод
Депутат свердловского Заксобрания от Нижнего Тагила Владимир Радаев намерен поставить перед властями региона вопрос о том, почему в мусорный тариф для граждан заложили деньги на строительство мусоросортировочного завода для частной компании «Рифей». Такое намерение он высказал накануне на открытом совещании рабочей группы по вопросам, связанным с деятельностью регионального оператора по обращению с ТКО при администрации города.
Как рассказали Znak.com участники встречи, большая часть вопросов касалась формирования тарифа, который для северной зоны, обслуживаемой ООО «Рифей», установлен на самом высоком уровне из-за инвестиционного проекта по строительству мусоросортировочного завода. Жители нашли несправедливым то, что они платят за чужой завод, из которого частная компания будет извлекать прибыль.
«Хорошо, вы построили завод, мы туда вложили деньги. Нам какие-то акции будут предложены, или что? Кому он будет принадлежать? Дальше — вы с нас взяли деньги за то, что мы принесли вам свои отходы, тот же пластик. Вы его там переработали и продали кому-то. То есть с нас за него взяли деньги и его же продали, получив прибыль. Это как?» — возмутилась одна из участниц встречи.
Вопрос был фактически проигнорирован отвечающими. Вместо этого они попытались объяснить, что аналогичная схема оплаты много лет действует в сфере энергетики и никого не возмущает.
«„Рифей“ организует процесс обращения с твердыми коммунальными отходами. Эта организация не перерабатывает отходы сама. Если вы знаете ситуацию с электроснабжением, то есть гарантирующий ее поставщик на территории субъекта, он сам не вырабатывает энергию, не передает ее по сетям, он просто поставляет ее жителям. „Рифей“ — это та же гарантирующая организация, только с ТКО. Ее задача — организовать процесс», — пояснил один из спикеров, представляющих власти и мусорного оператора.
Это вызвало недоумение со стороны аудитории. «Вы зачем нам лекцию читаете? — Возмутился депутат Радаев. — Почему организовывали конкурс и ни одна компания не появилась, чтобы строить здесь большой завод? Почему мы „Рифею“ должны платить, чтобы он строил завод? Они богатые люди. Пусть строят завод на свои деньги, потом отбивают. Вы нам на это ответьте. И скажите, что входит в составляющую тарифа. Почему не поставили условие, чтобы компания зашла и построила на свои инвестиционные деньги завод. Чего вы нам рассказываете, кто, что и куда продает, — мы и так знаем».
Чиновники на это заявили, что якобы у них есть предписание ФАС, которая прямо запретила властям возлагать на регионального оператора по вывозу мусора обязательство по строительству объектов инфраструктуры, связанных с переработкой мусора, поэтому платить за этот завод должны горожане из тарифа. Тем не менее депутат Радаев намерен поставить вопрос об этом спорном решении перед властями после начала весенней парламентской сессии.
Ранее на странную инвестсоставляющую в тарифе обратил внимание депутат Госдумы Алексей Балыбердин. По его словам, она в 300 раз превышает расходы на инвестиции по другим территориям Свердловской области, при этом транспортные расходы, несмотря на большие расстояния на северной территории, в тарифе значительно ниже, чем у других регоператоров.
«Проанализировав полученную информацию, направляю депутатский запрос в Генеральную прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу для проведения проверки законности включения инвестиционной составляющей в тариф и обоснованности размера данной составляющей. Также направляю запрос в компанию „Рифей“ о разъяснении, где, когда и как планируется реализовать средства из этой инвестиционной составляющей. Хотите собирать деньги с тагильчан — будьте добры разъяснить обоснованность и законность данных действий», — комментировал он ситуацию на своей странице в Facebook.
Сейчас жители Нижнего Тагила и других северных территорий должны платить компании «Рифей», выбранной в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, 845,87 рублей за каждый кубометр мусора. При этом соседние территории платят за это существенно меньше: западный оператор ТБО «Экосервис» просит за кубометр всего 713,57 рублей, екатеринбургская «Спецавтобаза» чуть меньше — 697,76 рублей. В правительстве объясняют высокий тагильский тариф инвестиционной составляющей и сложной логистикой: якобы расстояние от муниципалитетов до полигона на севере области больше, чем в других территориях.