Сергей Капчук: «Только недавно вернулся, а мне уже три раза угрожали»
Сегодня, 14 января в Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга стартовал судебный процесс над бывшим беглым фигурантом «списка Титова», бизнесменом Сергеем Капчуком, который обвиняется в мошенничестве. По версии следствия, он присвоил себе деньги, вырученные от продажи служебной квартиры, приобретенной в Москве в 1997 году на средства — порядка 2 млрд неденоминированных рублей — выделенные правительству Свердловской области Свердловской железной дорогой. Капчук в то время работал в московском представительстве губернатора Свердловской области. Сам он факт мошенничества категорически отрицает.
Судебное заседание по рассмотрению уголовного дела в отношении Капчука С.А., обвиняемого по статье 159 ч.3 УК РФ, согласно расписания на сайте Верх-Исетского районного суда, было назначено на 10.00, однако и в 11.00 суд все не начинался, и Сергей Капчук вместе со своим адвокатом и охранником коротал время в коридоре.
Чем и воспользовался корреспондент городского портала Uralweb.ru, оказавшийся в коридорах того же суда по другому уголовному процессу. Сергей Капчук охотно ответил на несколько наших вопросов. Он пояснил, что намерен добиться переноса судебного процесса в другой районный суд Екатеринбурга.
— В таком случае, что должно сегодня происходить здесь?
— В Верх-Исетском суде начинается процесс, будет оглашено обвинение. Будут заданы процессуальные вопросы, заявлены ходатайства, в том числе о неподсудности моего дела Верх-Исетскому суду, потому что абсолютно никакие события, которые мне вменяются, не случались на территории Верх-Исетского района. Поэтому будем просить перенести дело по подсудности в Ленинский или Октябрьский районные суды.
— Почему тогда изначально назначили рассмотрение вашего дела в этом суде?
— Я думаю потому, что этот суд подконтролен ГУ МВД. У меня тут уже один суд был, совершенно беспредельный, когда меня, в отсутствие моего защитника, в нарушение моих прав на защиту ограничили 2 днями ознакомления с 20 томами моего [уголовного] дела. Я тут же написал кассацию, и судья [Евгений]Зырянов месяц ее «морозил» — не отдавал и все. На тот суд следователь пришел «в обнимку» с каким-то человеком. Я спрашиваю: «Это ваш коллега?». Он говорит: «Нет, это ваш адвокат». (Сергей Капчук усмехается — прим. ред). Представляете? Мне его просто насильно воткнули. Я его выгонял из зала суда, но эти мои требования даже не были включены в протокол заседания. Я обжаловал, конечно, это решение, 17 января будет рассмотрение моей жалобы в Свердловском областном суде. Я буду до Страсбурга биться, потому что были нарушены все мои права на защиту.
— Вы когда в Россию возвращались, вы другого хода событий ожидали?
— У меня были обещания руководства страны на непредвзятое и справедливое расследование. А никакого справедливого и непредвзятого расследования не было. В ГУВД следователь чуть не на коленях меня умолял дать признательные показания — заняться самооговором. Что типа «со всеми все согласовано, все будет окей». Я в категоричной форме отказался это делать и начал ознакомление с делом. Говорю: «Вы что?!». Здесь же коррупция просто, голимая! Он сразу вручил мне повестку о неразглашении и загнал дело в суд, чтобы дать мне 2 дня на оставшиеся 20 томов. Что и сделал судья Зырянов в нарушение всего того, что только можно нарушить. И потом еще месяц морозил мое дело, не отдавал на кассацию в Свердловской областной суд. Я проходил через суды во многих странах, был арестован, задерживался — в Эмиратах, в Великобритании, в Испании, в Египте, в Хорватии. И везде было объективное отношение, намерение разобраться, никто никуда не торопился. А здесь никто ничего не расследует — все загоняют в суд. Дело дырявое, из него выдраны целые куски, нет многих справок и документов, 36 листов, приложенных к той анонимке, по которой было возбуждено дело.
— От чего уехал — к тому же и приехали?
— В то время я уехал, потому что понимал, что никакой надежды на справедливое следствие нет. Мне дали такую надежду — руководство страны. И я приехал, я вернулся, я поверил. А тут такой металлолом творится, что, вообще, ни в какие ворота не лезет.
— Что вы сейчас чувствуете? Можете описать свои эмоции?
— Я настроен на борьбу, и я буду бороться до конца. Никуда уезжать уже я не собираюсь.
— Не пожалели, что вернулись?
— Нет, я не пожалел. Никто не говорил, что будет легко. Предполагал, что будет сложно. Но я уверен в своей невиновности, надеюсь быть услышанным и рассчитываю на независимость суда. Если не рассчитывать на независимость и справедливость, никакого смысла возвращаться в Россию нет.
— Вы сейчас в Москве проживаете? С семьей вместе?
— Сейчас я в Екатеринбурге, поскольку суд начался. Только недавно вернулся, а мне уже три раза угрожали. Прямые угрозы были.
— От кого?
— Один раз моему охраннику пришел текст, еще в Москве. Здесь у меня один звонок был, прямой, от одной вашей коллеги. Третий — бывший зам Росселя мне угрожал, мы с ним в Москве встречались, Михаил Максимов.
— Чего хотят?
— Хотят, видимо, чтобы я прекратил говорить все те вещи, которые я вижу в своем деле — о коррупции, фактически, о серых и коррупционных сделках в правительстве области, о том, как принимались в дар правительством Росселя от коммерческих структур элитные объекты и потом они куда-то уходили через щебеночный завод на каких-то «физиков».
— Можно последний вопрос? Где вы себя лучше чувствуете — в России или Великобритании? Где вам комфортнее, спокойнее?
— Мне очень сложно ответить на этот вопрос. Я сейчас в России, и это реальность, и поэтому надо научиться в ней жить.
Напомним, Сергей Капчук прожил в Великобритании почти 15 лет. Все эти годы он находился в федеральном розыске. Капчук стал первым российским бизнесменом из «списка Титова», который вернулся на родину, чтобы предстать перед новым судом по старому уголовному делу. Сергей Капчук в 20 с небольшим лет уже был заместителем представителя свердловского губернатора Эдуарда Росселя при президенте России, управлял банкротящимся Салдинским металлургическим заводом, был депутатом Заксобрания. По данным следствия, в 1997 году вместе с братом-близнецом Константином они похитили 2 миллиарда неденоминированных бюджетных рублей и купили трехкомнатную квартиру в Москве. Константин был осужден, но выпущен по амнистии, а Сергей сбежал из страны. Из России Сергей Капчук выехал сначала на Украину, потом — в ОАЭ, осел в Лондоне. По возвращении в Россию Сергей Капчук стал героем ток-шоу Андрея Малахова. Эксперты, гости студии, журналисты высказали свое мнение по поводу того, что подтолкнуло беглого бизнесмена к возвращению.