Чем запомнился уволенный начальник свердловской ГИБДД Юрий Демин
Полковник Юрий Демин, который уже 13 лет возглавляет Свердловское управление ГИБДД, похоже, действительно покидает свой пост. Приказ о его увольнении вчера подписал глава МВД РФ Владимир Колокольцев. На самом деле это еще не конец — аналогичный документ должен еще выпустить (или не выпустить) начальник ГУ МВД РФ по Свердловской области генерал-лейтенант Михаил Бородин.
Но очень вероятно, что все к тому и идет. Предшествовало этому увольнение заместителя Демина Александра Юнусова, попавшего 27 марта в «пьяное» ДТП. Должен ли Демин, даже из отпуска, нести ответственность за своего зама, отпраздновавшего неаккуратно полковничью звезду на погоны, — вопрос спорный. Пока в недрах МВД по этому поводу идет разбирательство, Znak.com собрал хорошие и плохие истории, которыми начальник автоинспекции запомнится жителям Свердловской области.
Назван в честь Юрия Гагарина
Родился Юрий Алексеевич Демин 11 апреля 1961 года в селе Сыда Красноярского края. На следующий день Юрий Алексеевич Гагарин первым из людей полетел в космос, и есть легенда, что именно в честь него новорожденному Демину дали имя. Впрочем, публично этого глава свердловской автоинспекции никогда не подтверждал. Хотя и не опровергал.
В 1985 году Демин окончил Свердловский юридический институт — альма-матер многих влиятельных российских силовиков, включая генпрокурора РФ Юрия Чайку. Вместе с Деминым, к слову, учились бывший первый замдиректора ФСКН, ныне помощник полпреда в ЦФО Владимир Каланда, а также судья Конституционного суда РФ Александр Кокотов. Говорят, что еще со студенческой поры Демин поддерживал отношения со своими однокашниками, что помогло ему со временем обрасти связями с влиятельными лицами в Москве.
Свердловское управление ГИБДД Демин возглавил в апреле 2005 года. Перед этим он руководил отделом ГИБДД по Екатеринбургу. На новом посту Демин сменил Андрея Исаева, который, в свою очередь, командовал областной автоинспекцией с приставкой и. о. с октября 2004 года, заменяя ушедшего на пенсию Александра Панфилова. С той поры Демин попал под пристальное внимание СМИ. И хотя личные интервью силовик давал крайне редко, закрытым его назвать нельзя. Глава автоинспекции — один из немногих уральских силовиков, кто проводит пресс-конференции чуть ли не раз в квартал и достаточно открыто отвечает на все вопросы журналистов.
Конфликт с коллегами и нападение на журналиста
Первый скандал, который разразился вокруг Юрия Демина на посту начальника УГИБДД по Свердловской области, был внутрикорпоративным, и его подробности стали известны прессе лишь спустя несколько лет. В 2005 году Демин уволил своего заместителя, в прошлом начальника отдельного батальона ДПС ГИБДД Екатеринбурга Петра Кривегина. Поводом послужили серые схемы, по которым ставились на учет через регистрационные подразделения ГИБДД иномарки, ввозимые компанией «ДДТ» (основатель этой автомобильной компании Равиль Хакимов позже получил 25 лет за бандитизм и организацию заказных убийств. — Znak.com). Некоторое время Кривегин руководил отделом контроля за деятельностью регистрационно-экзаменационных подразделений УГИБДД ГУВД Свердловской области.
И хотя никаких вопросов у следователей к нему не возникло, три года бывший замначальника областной ГАИ был вынужден работать на гражданке — в службе безопасности УГМК. В 2008 году Кривегину удалось не только восстановить честь своего мундира, но и снова попасть на службу, получив должность замначальника милиции общественной безопасности ГУВД (так тогда именовался областной главк). Формально это как раз та структура, которая контролирует УГИБДД по Свердловской области. В 2009 году Кривегин возглавил МОБ, в 2011 году получил должность замначальника ГУ МВД, а в 2016 году — звание генерал-майора. По понятным причинам отношения Демина и Кривегина все это время нельзя было назвать дружескими. Впрочем, какой-то открытой конфронтации оба офицера тоже не допускали, стараясь четко соблюдать во взаимоотношениях должностные инструкции и правила.
В 2006 году вокруг Демина развернулся новый скандал. Он продолжался весь 2007 год и на этот раз активно освещался в прессе. Речь идет об истории, связанной с именем Кирилла Форманчука. Сейчас довольно известный на Урале правозащитник, тогда Форманчук был просто молодым парнем с кроссовером Land Rover Freelander и самодельной табличкой на нем «МЕДВЕД 01 RUS» вместо госномера. С одной стороны, это был намек на популярный тогда мем «Превед, медвед!» и кандидата на пост президента РФ Дмитрия Медведева одновременно, а на самом деле — борьба за право зарегистрировать машину, в котором ГИБДД по определенным причинам Форманчуку отказывало.
Несколько раз уральского «Медведа», как тогда прозвали юношу, задерживали и пытались заставить снять псевдономера. Он всякий раз сопротивлялся. Форманчук успел даже защитить право на использование «веселых» номеров в суде и потерять зубы в схватке с военкомом, к которому Форманчука в качестве призывника доставили на машине ГИБДД.
В декабре 2007 года Форманчук обнародовал ответ из управления собственной безопасности ГУВД (так тогда именовался главк): «Принято решение привлечь к дисциплинарной ответственности начальника УГИБДД ГУВД Свердловской области полковника милиции Демина Ю. А. за допущенные нарушения правил регистрации автотранспортных средств. Все полученные при проведении служебной проверки материалы направлены в прокуратуру Свердловской области для рассмотрении вопроса о приобщении их к уголовным делам и проверкам по аналогичным фактам». Возбуждения уголовного дела, впрочем, не последовало. Спустя некоторое время обе стороны конфликта успокоились, и противостояние постепенно сошло на нет.
В 2009 году в жизни Юрия Демина уголовное дело все-таки случилось. 27 января того года в 17:58 полковник Демин был задержан в кабинете следователя Верх-Исетской прокуратуры как фигурант уголовного дела по статье 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий с применением насилия). За несколько дней до этого, 8 января, у Демина случился конфликт с внештатным корреспондентом издания «Екатеринбург-News» Юрием Басоком. Журналист освещал митинг автомобилистов, проходивший у здания облправительства, и сфотографировал служебную Audi Демина, припаркованную на пешеходном переходе. Что случилось дальше, не вполне понятно, но в итоге Басок написал заявление на Демина, обвинив силовика в том, что он напал на него и разбил фотоаппарат.
Дело встало на особый контроль начальника ГУВД Михаила Никитина и полпреда президента в УрФО Николая Винниченко. Оно дошло до суда, хотя арестовывать Демина на время следствия все-таки не стали. В декабре 2009 года Верх-Исетский райсуд принял сенсационное решение прекратить уголовное преследование против полковника, поскольку гособвинитель отказался поддерживать обвинение. Басок еще какое-то время пытался привлечь своего оппонента к ответственности в порядке частного обвинения, но и эта история закончилась ничем. После суда Демина полностью реабилитировали, восстановив в должности начальника УГИБДД по Свердловской области.
Человек принципов
Впрочем, нечестно было бы выставить Демина гонителем общественности и свободомыслия. В 2014 году начальник ГИБДД, например, вполне успешно смог выстроить диалог с байкерами. Для этого он провел с ними личную встречу. Количество взаимных претензий по текущей ситуации на дорогах было велико, но компромисс в итоге был достигнут. В 2017 году Демин оказался единственным из всех силовиков региона, кто лично приехал на разговор к дальнобойщикам, бастовавшим на Екатеринбургской кольцевой автодороге против системы «Платон» (сборы за проезд фур по федеральным трассам). «Разговаривали долго, много что обсудили, над чем-то и посмеялись даже вместе. Юрий Алексеевич нас заверил, что к нам у него нет никаких вопросов и по-человечески он нас поддерживает. Договорились создать рабочую группу, чтобы решать возникающие вопросы», — поделился после этой встречи впечатлениями координатор Объединения перевозчиков России в Екатеринбурге Андрей Гуров.
Надо также признать, что большая часть конфликтных ситуаций, связанных с Деминым, были спровоцированы его принципиальностью. Так, в августе 2013 года в Екатеринбурге начался протест сотрудников скорой помощи, после того как глава УГИБДД выписал штраф в 1 тыс. рублей водителю одной из машин скорой помощи. Случилось это вечером во дворе дома № 13 по улице Маршала Жукова. Из-за опущенного шлагбаума водитель скорой помощи, приехавшей на вызов, не смог заехать во двор дома и припарковался на тротуаре возле него. Спустя некоторое время к нему подошел сотрудник ГИБДД в форме (оказалось, что это был Демин) и попросил устранить нарушение. Полковник вызвался открыть водителю скорой шлагбаум, но тот отказался, сославшись, что не сможет там развернуться и выехать обратно. Убрать автомобиль с тротуара он тоже отказался. После этого водитель получил протокол об административном правонарушении.
Спустя год начальник свердловского управления ГИБДД так же принципиально разбирался с главой DVI-group Вячеславом Каминским, владевшим в Екатеринбурге ТРЦ «КомсоМОЛЛ» в микрорайоне Синие Камни. Въезд в ТРЦ был заблокирован. Позже на встрече с журналистами Демин объяснил, что администрация «КомсоМОЛЛа», во-первых, так и не обустроила надземный переход для пешеходов, а во-вторых, построила подъезды к ТРЦ с опасным радиусом поворота. Более того, статистика ДТП показала, что за последний год в этом районе случилось несколько аварий из-за пешеходов, пытающихся перебежать дорогу возле «КомсоМОЛЛа». Были и смертельные случаи. Сопротивлявшаяся какое-то время администрация ТРЦ в конце концов согласилась эти нарушения устранить, переделав подъездные пути как надо.
Неравнодушный гражданин
С особой тщательностью Демин всегда подходил к перевозке детей. В отличие от других регионов страны, свердловские водители сейчас почти поголовно вымуштрованы и стараются возить малолетних пассажиров только в специальных автокреслах. Для членов собственной семьи главный автоинспектор области исключений в этом плане не делал. Это выяснилось после аварии в центре Екатеринбурга, в которую попали сын, невестка и маленькая внучка Демина. В их Audi A3 врезалась не вписавшаяся в поворот Lada Granta. Невестка и внучка Демина получили травмы. Однако все очевидцы отмечали — ребенок, как и положено, во время поездки находился в детском кресле.
Наберется как минимум десяток историй из жизни, когда Демин лично приходил на помощь людям, попавшим на дороге в беду. Одну из них рассказывали жители Сысертского района, где у начальника ГИБДД какое-то время назад был дом. По дороге на дачу он заприметил съехавший в кювет автомобиль, остановился, помог водителю выбраться, усадил к себе в машину и помогал ему до тех пор, пока на место не прибыли наряд ДПС и скорая помощь.
Минувший 2017 год прошел для Демина под знаком борьбы с мэрией Екатеринбурга за правильную организацию выделенных полос для общественного транспорта и соблюдения сроков ремонтных работ, из-за которых перекрывают улицы города. Речь в частности идет о выделенной полосе на улице Малышева. В ГИБДД посчитали, что она сделана с нарушениями. В частности, там не было разметки, позволяющей автомобилистам перед перекрестками перестраиваться и поворачивать как положено, из крайнего правого ряда, а не из среднего. Договориться удалось только к декабрю прошлого года, причем на условиях автоинспекции.
Примерно с той же настойчивостью несколькими годами ранее Демин добился устранения колей, прорезавших Серовский и Режевской тракты. Автомобилисты чертыхались от знаков ограничения скорости «40», которые появились на этих дорогах буквально везде, и полос снижения скорости в виде серий поперечных канавок на проезжей части, но жутких ДТП стало действительно меньше.