500 рублей с квартиры: назван размер мусорного сбора в Свердловской области
В министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области обсудили так называемые мусорные сборы с населения. Какие суммы в платежках могут увидеть уральцы, на что эти деньги должны пойти и как уже сейчас жируют хозяева свалок, ЕАН рассказал депутат регионального Заксобрания Вячеслав Вегнер.
— Вячеслав Михайлович, на каком этапе находится реформа?
— В декабре должен пройти конкурс, где определятся три региональных оператора, которые начнут работать с 1 июля 2018 года, а с 1 января 2019 года начнут собираться взносы с обычных людей. Согласно территориальной схеме обращения с отходами, один из операторов будет курировать часть области с центром в Екатеринбурге, второй — северную с центром в Нижнем Тагиле и третий — территорию с центром в Первоуральске. Они заключат договоры с полигонами на вывоз мусора и договоры с гражданами.
— В какие суммы это обойдется уральцам?
— Сейчас мы платим за содержание жилья. Из этой суммы будет вычленена сумма, которые сегодня УК берут за вывоз мусора. Примерные расчеты показывают, что в среднем за одно-двухкомнатную квартиру нужно платить по 300-400 рублей, за трехкомнатную квартиру — порядка 500 рублей.
Так насколько больше в итоге придется платить?
— Сейчас это в среднем 40-60 рублей, в зависимости от «управляшки». Ее утверждают на общем собрании собственников.
Сама сумма, по предварительным расчетам, должна быть около 500 рублей с трехкомнатной квартиры — так оценивает затраты на утилизацию мусора наше минЖКХ. Конечно, никто по 500 рублей собирать не будет — сумма для жителей будет рублей 150. Разница будет компенсироваться из федерального бюджета, который будет перечислять деньги областному.
Это возможно сделать за счет сборов с юридических лиц за вред окружающей среде. Получается, что платежи населения в случае с трехкомнатной квартирой увеличатся примерно на 100 рублей, учитывая, что несколько десятков рублей сейчас люди перечисляют УК в рамках сбора за содержание жилья.
— И наши свалки приведут в порядок?
— Сегодня директора полигонов практически ведут иждивенческую политику, абсолютно не готовы к переходу на новые условия и не читают документов. При этом они начинают жаловаться, что у них не хватит денег, чтобы увеличить зарплату работникам.
Для них устанавливаются тарифы по принятию ТБО. Они считают их маленькими. А по новым условиям они не просто должны принимать твердые бытовые отходы — они должны представить инвестиционную программу. Они ведь на сегодня просто накапливают мусор, но его не перерабатывают, а деньги тратят, я считаю, на яхты и прочие излишества.
Когда на совещании они завозмущались, представитель РЭКа им указал, что тарифы им подняли в шесть-восемь раз. А потом я смотрю на одного — у него часы тысяч за 40 долларов! У другого печатка, в которой карата на два бриллиант. А он сидит и жалуется!
Ребятки, вы когда у нас мусор принимаете, вы почему его стоимость не учитываете, чтобы населению эти затраты компенсировать? Ведь мусор денег стоит! В мусорной составляющей 70% - это сырье. Только 25-30% подлежит захоронению, а остальное перерабатывается, из него деньги получаются. Почти во всем мире бандиты курируют мусор, потому что это — золотое дно. Наши только накапливают и гадят, а должны перерабатывать и предусматривать еще и средства на рекультивацию.
— А зачем тогда организовывать раздельный сбор мусора с населения?
— Я считаю, что все, что связано с раздельным сбором, уже зависит от структуры полигонов. Если они будут покупать универсальные мусороперерабатывающие заводы, это, думаю, бессмысленно. Приводились примеры ряда стран, где население приучили к раздельному сбору мусора, но потом его сваливают в общую кучу и сортируют на универсальном заводе. Все будет зависеть от регионального оператора, как он построит эту работу. Он будет руководящим звеном, который определит, как собирать мусор на местах, как его транспортировать и перерабатывать.
— Как будет действовать эта схема?
Регоператор заключает договор с управляющими компаниями на сбор мусора, с перевозчиком — на доставку и с полигонами — на принятие и переработку. Все деньги, которое будет платить население, будет получать региональный оператор. Не управляющая компания, не перевозчик, не полигон. И он уже будет платить им в том случае, если услуга оказана, то есть от дома мусор собран, увезен и принят на переработку.
Все будет учитываться в тоннаже. Все полигоны оборудуют весами — невыгодно будет мусор сваливать в лес. В этом случае регоператор получит информацию, что одной фирмой этот мусор вывезен, а вторая скажет, что его не получила. В итоге всей цепочке деньги не выплатят. Контролировать этот процесс будет электронная система. Если все составляющие сложились, то деньги перечислят всем участникам процесса. Если цепь где-то разорвалась, деньги не получат все. Поэтому они сами будут друг друга контролировать.
— Какие трудности, по вашему мнению, могут возникнуть при реализации «мусорной реформы»?
— Трудность одна — население платить не будет. И еще если в крупных городах есть дисциплина — жители более-менее и платят, и мусор выносят туда, куда положено, — то в малых городах и деревнях никогда такой системы не было — там всегда есть трудности с вывозом мусора, а уж с оплатой — это вообще… Там муниципалитеты готовы бесплатно вывозить, лишь бы люди не организовывали стихийные свалки. В этом и будет камень преткновения.