Вопрос о переименовании екатеринбургских улиц могут решить на референдуме в 2018
Названия улиц Екатеринбурга надо очистить от имен «террористов», которыми они были поименованы в советский период. Такое предложение прозвучало сегодня на круглом столе «Топонимика как фактор развития городов», проходившем в администрации города в рамках форума «Города России 2030: перекрестки возможностей».
Как передает корреспондент Znak.com, в списках на переименование оказались улицы Большакова, Вайнера, Малышева, Менжинского, Карла Либкнехта, Сакко и Ванцетти, Софьи Перовской, Хохрякова, Хомякова, Шейнкмана, Якова Свердлова.
Не исключено, что вопрос вынесут на общегородской референдум, который проведут либо вместе с выборами президента России — в марте 2018 года, либо с выборами в новый состав Екатеринбургской гордумы — в сентябре того же года.
Главную линию для обсуждения на сегодняшнем круглом столе задал его модератор, председатель обновленной комиссии по наименованиям топонимических объектов Екатеринбурга (сформирована в августе этого года), депутат Екатеринбургской гордумы Дмитрий Сергин.
«Перед прежним составом комиссии стояла задача — переименовывать по одной улице в год. В основном переименовывались те улицы, которые в советские годы были названы именами людей, которые во всем мире считаются террористами. Нам сейчас надо понять, много это или мало», — заявил Сергин.
Продолжил тему директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский. По его словам, сотрудники музея провели анализ городской топонимики, в том числе названий всех 1489 улиц города («Яндекс.Карты», кстати, дают на одну меньше — 1488). Выяснилось, что в разные периоды истории уральской столицы применялись разные принципы наименований.
«В дореволюционную пору топонимика носила прагматический характер и служила для ориентации на месте. Названия были продиктованы теми доминантами, которые находились в конкретном месте: церкви, усадьбы, особенности ландшафта — улица Вознесенская, Береговая, Болотная. Советская система поставила топонимику на службу пропаганде», — отметил Каменский.
По словам историка, 50 улиц Екатеринбурга с военной тематикой в названии совершенно очевидно отражают советский акцент на милитаризм. «Часть улиц названа именами людей с откровенно уголовным прошлым, часть — именами террористов», — продолжил Каменский. В качестве примера он привел улицу Менжинского в Пионерском микрорайоне. Она была названа в честь начальника ОГПУ в 1926—1934 годах Вячеслава Менжинского (преемник Феликса Дзержинского). «С его подписью связаны не менее 100 тыс. дел репрессированных», — заметил Каменский.
При этом он высказался за то, чтобы вопрос о переименовании улиц города решала вся общественность города целиком, а не только жители той самой улицы. «Название улицы — это собственность городского сообщества в целом», — пояснил позицию Каменский.
Сейчас при решении вопроса о переименовании той или иной улицы Екатеринбурга учитываются результаты опроса, который проводится именно среди жителей данной улицы. Сегодня на круглом столе Сергин вспоминал историю с идеей переименования улицы Технологической, которую по рекомендации ассоциации юристов России хотели назвать именем одного из авторов современной Конституции России, профессора УрГЮУ Сергея Алексеева. В 2014 году мэрии Екатеринбурга пришлось отказывать влиятельному юридическому сообществу именно в связи с тем, что из числа всех жителей улицы Технологической с ее переименованием был готов согласиться только один человек.
За скорейшее переименование улиц, названных именами террористов, высказался и присутствовавший на круглом столе от лица Екатеринбургской епархии игумен Вениамин (Райников). «Вряд ли сейчас можно себе представить, что человек взорвет Владимира Александровича Колокольцева (главу МВД РФ. — Znak.com), а мы его именем улицу назовем! Между тем человек Плеве взорвал, а улица ему есть», — заявил священник.
Речь, очевидно, идет об улице Сазонова в Заречном микрорайоне. На самом деле названа она в честь Героя СССР Рима Сазонова, участвовавшего в Великой Отечественной войне, но созвучна с фамилией эсера Егора Созонова, убившего в 1904 году в Санкт-Петербурге тогдашнего главу МВД Вячеслава Плеве. Отсюда иногда возникает путаница.
В числе прочих улиц Екатеринбурга, которые следует переименовать, игумен Вениамин назвал улицы Хохрякова, Халтурина, Софьи Перовской. «Всем этим бомбистам и террористам не место на улицах города», — подчеркнул представитель РПЦ. Участника Гражданской войны Павла Хохрякова он поставил в один ряд с организатором неудачного покушения в 1880 году на императора Александра II Степаном Халтуриным и дочерью губернатора Санкт-Петербурга, идейной участницей движения «Земля и воля» Софьей Перовской, организовавшей ликвидацию все того же Александра II в 1881 году. Вопрос о том, по каким идеологическим соображениям действовали «народовольцы», сегодня не рассматривался.
Наконец, самый обширный список улиц города под переименование сегодня представил член городской комиссии по топонимике, профессор Уральского архитектурного университета Владимир Блинов. Все улицы он предложил разбить на семь категорий. «Вторая категория — улицы, современные названия которых подлежат переустановлению исторической правды и в случае необходимости — переименованию: Вайнера, Шейнкмана, Большакова.
Еще один пример — улица Карла Либкнехта. В России нет ни одного города, где бы не было такой улицы. Зачем эта улица в Екатеринбурге? Давайте объединим улицы Якова Свердлова, Карла Либкнехта и Розы Люксембург в единый Вознесенский проспект — прекрасное название! Или вот еще, был в Екатеринбурге великолепный архитектор Малахов, в честь него назвали Малаховский переулок, сейчас это улица Энгельса — что это такое?!" — продолжил возмущаться архитектор. О том, что в Чкаловском районе есть бульвар архитектора Малахова он, возможно, не знал.
В четвертую категорию Блинов предложил зачислить улицы «носящие неудобоваримые и обидные названия»: «Улица Смазчиков — что это такое?! Улица Толедова — вообще никто не знает, кто это такой!» Еще одну категорию, продолжил архитектор, должны составить улицы Екатеринбурга, названия которых «подлежат замене ввиду переоценки масштаба или роли персоналии в истории»: Хохрякова, Хомякова, Каляева, Братьев Быковых. Ульянова, Новгородцевой. Помимо этого, он рекомендовал сменить названия улиц, названных в честь советских партийных мероприятий и праздников: Профсоюзной, 22-го партсъезда и т. п.
Не выдержала председатель свердловского отделения Союза женщин России Ольга Гапонец, отработавшая много лет в управлении культуры города. Она напомнила, что улица 8 Марта раньше называлась улицей Троцкого, одновременно продемонстрировав, что не все советские названия улиц так уж плохи. «С улицей Вознесенской, может быть, еще можно согласится, но вот название проспекта Ленина не надо ломать. Люди выросли с этим названием, нас не поймут. Надо очень бережно относиться к старым названиям», — добавила Гапонец.
«Пользуясь присутствием СМИ, здесь, на круглом столе, внесу предложение — может быть, стоит организовать дискуссию по поводу того, кому и как определять названия. Мы же не хотим все-таки железной рукой пролетариата загнать людей в счастье», — смягчил ситуацию замглавы Екатеринбурга Сергей Тушин.
К слову, множество вариантов, в честь чего или кого переименовывать улицы города, названные именами революционеров, сегодня не озвучивалось. Почти как шутка прозвучала идея назвать улицу Малышева именем основателя группы «Ренова» Виктора Вексельберга.
Итог двухчасовой дискуссии подвел все тот же Дмитрий Сергин. «Сегодняшний круглый стол формирует повестку нашей комиссии. Как мы услышали, многие соглашаются с тем, что имена террористов должны вытесняться и темпов по одной улице в год недостаточно, — отметил он. — Второй момент: неплохо было бы спросить и у самих жителей города — не против ли они того, что некоторые имена будут исчезать. Думаю, что это можно сделать в форме референдума и приурочить его к основным политическим событиям 2018 года. У нас предстоят выборы президента и выборы в Екатеринбургскую городскую думу».