Умным в российской экономике не место?
Новое исследование показывает, что Россия не нуждается в высококвалифицированных кадрах. Врач зарабатывает немногим больше водителя, в то время как на Западе разница достигает сотен процентов.
Высококвалифицированные кадры не очень нужны российской экономике, пишут «Ведомости». Об этом свидетельствует совместное исследование Boston Consulting Group, Сбербанка, Worldskills и Global Education Futures. Почему самые умелые сотрудники вынуждены уезжать? И чем занимаются оставшиеся?
Умные России не нужны. Врач, который учится семь лет, зарабатывает всего на 20% больше водителя. В США и Европе эта разница составляет сотни процентов. А главное, рабочих мест в России для людей с высокой квалификацией немного. В стране крайне низкая безработица. Из 76 миллионов экономически активного населения сидят дома всего лишь около четырех миллионов человек. Ситуация напоминает 1990-е годы, когда доктора наук шли в таксисты и грузчики или уезжали за рубеж. Сейчас тоже происходит отток кадров. Лучших специалистов, взращенных в российских вузах, мы экспортируем. Здесь самым умным негде применить свои умения. При этом все больше говорят о роботизации, о том, что потребуются именно высококвалифицированные кадры.
Алексей Захаров, президент рекрутингового портала SUPERJOB.ru:
«Речь идет о специалистах высокой квалификации. Чем дальше, тем больше такая ситуация будет нарастать. Будут все больше и больше востребованы специалисты высокой и сверхвысокой квалификации, а специалисты средней квалификации и ниже будут заменяться на роботов, на алгоритмы. Все прогнозы сводятся к тому, что мировая экономика может потерять в ближайшие десять лет в развитых странах до 35% рабочих мест. И в США, и в России».
У нас востребован низкоквалифицированный труд. Самая массовая профессия в России, по данным ВШЭ, водитель. За баранкой сидят 7% занятых, что неудивительно при наших дорогах. Да еще и раздутый аппарат — редкий чиновник обходится без личного шофера. Или охранники. Их меньше, чем водителей, тем не менее, по подсчетам газеты «Коммерсантъ», полтора миллиона человек. Это не государственные силовики, а частники. Люди в темной форме с надписью «Охрана», которые охраняют все что можно, но неизвестно зачем.
«Мы за последние 20 лет построили на Дальнем Востоке шесть новых производств, и одна из главных проблем — кадровая», — рассказывает о наболевшем гендиректор компании «Петропавловск — Черная металлургия» Юрий Макаров:
«Это очень большая проблема даже для предприятий, которые находятся в построенных коммунистами городах, а уж для тех, кто строит новые предприятия, это сумасшедшая сложность. Найти людей, которые готовы были бы ехать куда-то в удаленные места, совсем тяжело. Мы в течение многих лет отправляли ребят из деревень в разные вузы. К сожалению, из большого города молодого человека забрать довольно тяжело, на производство вернуть. Многие выбирали карьеру охранника, вместо того чтобы находиться на производстве».
Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, самые квалифицированные уезжают, не найдя себе применения, плюс низкие зарплаты, нехватка высокотехнологичного оборудования. С другой, бизнес жалуется на нехватку кадров. При этом денег на то, чтобы инвестировать в образование, у многих нет. Их можно было бы высвободить, оптимизировав штат. Грубо говоря, вместо десяти мало умеющих сотрудников нанять одного умного и купить ему современный станок. Но если модернизация у нас поощряется, то увольнения грозят большими административными проблемами. Зато наша модель устойчива в период экономических коллапсов. Осталось только придумать, как бы перевести ее на цифровые рельсы.