Ученый из РАН пояснил, почему в России асфальт кладут и в дождь, и в снег
К концу 2018 года в России планируется привести в нормативное состояние примерно 85% федеральных дорог. Такое обещание озвучил замруководителя Росавтодора Игорь Астахов. По его словам, на начало 2017 года «у нас 71% федеральных дорог соответствует нормативному состоянию». Ранее президент Владимир Путин в ходе «прямой линии» заявил, что 77% федеральных трасс в стране приведены в нормативное состояние, однако глава государства отметил, что в региональном сегменте рост качества дорог не ощущается из-за нехватки ресурсов.
Россияне продолжают жаловаться на то, что дорог в их населенных пунктах нет, а есть направления, что вместо качественного ремонта видят халтуру, что некачественное латание дорожного полотна становится дурной традицией. Почему стране со времен Николая Гоголя так и не удается решить проблему дорог, можно ли класть асфальт в проливной дождь и мороз, и почему нынешние магистрали не стоит сравнивать с советскими — в авторской колонке научного сотрудника Института химической физики Российской академии наук Вадима Никольского:
Почему в России до сих пор плохие дороги, и эта тема волнует большинство россиян? Это не потому, что мы ничего не умеем, скорее, мы просто не хотим. Да и система устроена таким образом, что строить качественные дороги — нет мотивации.
Несомненно, все зависит от качества и технологии укладки асфальта. Обычный человек, который идет по улице и видит, как асфальтируют дорогу, никогда не сможет определить, правильно это делают или же нет. Тем более, он не видит основание — на какую «подушку» рабочие кладут асфальт.
Естественно, в сырую погоду не стоит проводить такие работы, хотя в экстренных случаях это делают. Есть специальные сорта асфальта, которые для этого подходят. Есть литой асфальт, который можно укладывать в холодную погоду — при минус 15 градусов. Но к сожалению, у нас почти все делается так, словно экстренная ситуация никогда не заканчивается. Да, в некоторых случаях асфальт укладывают нормально, люди стараются, но это уже воспринимается как исключение из правил.
Надо понимать, что важно не только качество самого асфальта, огромное значение имеет и то основание, на котором он стоит. При этом существует идеально регламентированная технология, ничего дополнительно придумывать не надо. Однако для соблюдения всех технологий нужны деньги. Недавно сам президент Владимир Путин признал, что у нас только федеральные трассы на 70 процентов хорошо уложены. А
что такое федеральные трассы? Это же капля в море — они составляют не более пяти-шести процентов от общего количества дорог в стране.
Построить хорошую дорогу, которая будет служить больше десяти лет, вполне возможно, это никакое не чудо. Тут просто должно сойтись все — и хорошее финансирование, и жесткий контроль, и соблюдение всех установленных технологий, и хорошая погода. Запомните одну вещь: современные технологии позволяют делать дороги, которые могут стоять 10-15 лет без капитального ремонта.
Меня часто спрашивают: сильно ли изменились технологии, по сравнению, к примеру, с советским временем? Конечно! Принципиально изменились, поскольку грузопотоки в последние годы увеличились в десятки раз.
Я вам больше скажу: те технологии, которые вполне успешно использовались 10-15 лет назад, сегодня оказываются неэффективными именно из-за кардинально поменявшегося грузопотока. Поэтому сравнивать дороги в СССР и в современной России — это абсурд. За последние пять-десять лет в отрасли сделано немало открытий, о которых раньше даже и не подозревали.
Очень часто говорят о том, что наши дороги так быстро разваливаются из-за сурового климата. В этом есть доля правды, поскольку мы имеем дело с так называемым «низкотемпературным растрескиванием». На самом деле есть не так много стран, которые сталкиваются с аномально холодной погодой: речь в первую очередь идет о России, Канаде, Швеции, Финляндии, Норвегии. Нашему институту удалось разработать технологию, при которой асфальт ведет себя прекрасно даже при минус 50, но эту новацию пока никто не утверждает. Никому не надо, одни только хлопоты!
Строительство и ремонт дорог в нашей стране уже стали притчей во языцех — дескать, можно закопать столько денег, сколько душе угодно. Полностью с этим согласен. По целому ряду обстоятельств в нашей стране очень выгодно заниматься исключительно ремонтом. Это понятно: ведь из бюджета около 85% средств выделяется на ремонт и только 15% — на строительство новых дорог. То есть
всем выгодно, чтобы все разрушалось. Собственно, именно поэтому в регионах бесконечно делают ямочные и карточные ремонты. Удивляться этому не стоит.
Вот власти Москвы, например, не скрывают, что согласны перекладывать все дороги каждые два года. Это ненормально, потому что дорога должна стоять без ремонта как минимум шесть-семь лет. Сейчас перед нашим дорожным хозяйством стоит задача, чтобы дороги можно было не ремонтировать десять-двенадцать лет. Появятся ли в стране хорошие дороги — большой вопрос.