В Екатеринбурге на рынке бесплатно раздают одежду
На Верх-Исетском рынке по выходным работает «лавка добра». Ее открыли два года назад для беженцев с Украины. Неожиданно для волонтеров проект стал всенародным. Сегодня за бесплатной одеждой, игрушками, посудой, книгами приходят пенсионеры, молодые мамы, безработные менеджеры. «По нашим посетителям заметно, как нищает страна», — говорит хозяин лавки Алексей Кодинцев.
Каждые выходные Алексей с женой проводит за прилавком. По профессии он кочегар, супруга работает в магазине. Благотворительность — это хобби, которому они посвящают все свободное время. «Два года назад мы увидели семью беженцев, их выгнали из временного жилья. Ребятам по 18 лет, с ребеночком. Смотреть на такое очень тяжело. Мы купили продуктов, связались с волонтерами и пошли по домам», — вспоминает Екатерина Кодинцева.
Супруги не получают финансирования от фондов, и официально их проект нигде не зарегистрирован. Директор Верх-Исетского рынка бесплатно отдал Кодинцевым павильон в вещевом ряду. Раньше сюда приносили одежду жители Екатеринбурга для беженцев, сегодня все чаще беженцы, вставшие на ноги, жертвуют вещи уральским малоимущим. Приносят что угодно — от детских бутылочек до носков, и все разбирают.
Облик постоянных клиентов «Лавки добра» в последнее время тоже меняется. Все чаще приходят люди социализированные, имеющие крышу над головой, документы, но беднеющие в силу различных обстоятельств: потерявшие работу молодые мамы, женщины и мужчины после развода, пенсионеры, которые не могут себе позволить купить халат.
Среди общего потока посетителей «классических» неимущих — бездомных едва ли треть. Как ни странно, но у обитателей теплотрасс главный запрос после одежды — на книги. «Бездомные, как правило — это интеллигенты, которые не встроились в новую реальность, а интеллигентам нужно читать. Книги у нас просто сметают», — объясняет удивительный факт Алексей Кодинцев.
Растущую популярность «Лавки добра» Кодинцевы списывают на «сарафанное радио» — оно работает так эффективно, что сейчас супруги ведут переговоры с руководством рынка еще об одном павильоне. Несмотря на то, что к субботе жертвователи забивают киоск вещами под завязку, лавке очень нужны новые благотворители — теплая одежда и литература становятся все более дефицитным «товаром».