Российский контрактник заявил об увольнении из-за отказа ехать в Донбасс
Старший сержант 536-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады войсковой части 10544 в Мурманской области Владимир Марчуков пожаловался в Совет по правам человека при президенте (СПЧ) на то, что 10 ноября этого года его уволили со службы с нарушениями его прав по контракту (заявление в СПЧ от 14 ноября имеется в распоряжении РБК). Контрактник связывает свое увольнение с отказом ехать воевать в Донбасс.
Об истории Марчукова и других военнослужащих бригады, в которой жаловались на попытку отправить воевать в Донбасс в феврале 2015 года, без упоминания фамилии сержанта сообщала «Газета.Ru».
Донбасский эпизод
Марчуков с 1990 года служил в структурах МВД и Минобороны. В марте 2014 года он призвался на военную службу в 536-ю бригаду, часть 10544. Его направили в первый дивизион берегового противокорабельного комплекса «Редут» оператором ракетной установки.
Старший сержант рассказал РБК, что в конце января 2015 года контрактников его бригады вызвали в камбуз части 10544, где подполковник Рустам Санжапов якобы пригрозил подчиненным увольнением при отказе ехать воевать на Украину. Несколько человек сразу отказались, остальные 56 отправились в поселок Спутник под Мурманском, где располагается 61-я отдельная Киркенесская краснознаменная бригада морской пехоты.
В новой части военнослужащие прошли боевую переподготовку со сменой военных специальностей. Марчуков получил матросскую должность стрелка. Учения включали стрельбы и тренировки со спецтехникой.
В поселке военнослужащие жаловались на холод в казармах. В итоге в Спутник приехал заместитель по воспитательной работе части 10544 подполковник Вячеслав Оканев, который напомнил подчиненным о необходимости командировки на Украину. У РБК имеется аудиозапись беседы, в которой офицер говорил, что «не исключает варианта перехода на территорию Донецкой и Луганской областей для оказания там непосредственной помощи». В феврале 2015 года в украинском Донбассе ополченцы самопровозглашенных республик штурмовали город Дебальцево.
«Если вы не хотите защищать, если они задавят Луганск и Донецк… Они сейчас воспользовались 20-летием разгромленности России и что мы там не вели нормальную работу, — говорил Оканев подчиненным. — Они пришли к власти. Дальнейшая ситуация приведет к тому, что они придут в Ставрополь, Краснодарский край, Ростов, Брянск и так далее, если вы сейчас не поедете туда и не будете защищать их там, то вы не сможете защитить их здесь». Подполковник после инцидента подтверждал тему разговора порталу «Газета.Ru», добавив, что его «не так поняли».
Марчуков от поездки в Донбасс отказался, вместо этого его жена направила жалобу в СПЧ. В результате в часть выехала для проверки комиссия от Минобороны. Заместитель министра обороны Николай Панков в марте в заявлении в СПЧ отрицал сведения об отправке в Донбасс мурманских контрактников.
«После обращения жены в СПЧ командование части отрицало отправку контрактников на Украину; оно объяснило, что их отправили на переподготовку. Но для этого не надо менять в военном билете военную специальность», — сказал Марчуков РБК.
Проблемы на службе
Жена Марчукова Виктория работала в матросской столовой в части 10544. Она заявила РБК, что после обращения в СПЧ начальство столовой предупредило ее о внимании со стороны ФСБ. По словам Марчуковой, в итоге у нее отобрали пропуск в закрытый поселок, вынудили уволиться без записи в трудовой книжке и вернуться с ребенком в Мурманск.
Марчуков после инцидента в Спутнике вернулся с сослуживцами в часть 10544. Некоторые из его сослуживцев после инцидента в поселке уволились со службы сами или были переведены в другие части. К отдельным из них приезжали с опросами сотрудники ФСБ, заявил сержант.
В его жалобе в СПЧ говорится о давлении со стороны командования после скандала в Спутнике. Начальство незаконно вписывало в его служебную карточку взыскания, подделывая подписи, рассказал Марчуков. Эти отметки сержант снял через рапорт в военную прокуратуру. Давление на Марчукова после событий на условиях анонимности РБК подтвердил один из его сослуживцев.
Через год после событий в Спутнике, в январе 2016-го, дивизион Марчукова сократили и он попал за штат, однако контракт ему продлили. После месяца службы Марчукову представили аттестационный лист, в котором указывались дисциплинарные нарушения условий контракта. Расписаться в документе он отказался.
Переаттестацию командование назначило Марчукову на 8 ноября 2016 года, но он ее не прошел. 10 ноября его уволили из вооруженных сил приказом командующего Кольской флотилии. Марчуков называет аттестацию «показухой», поскольку после нее у него пропала служебная карточка с приказом о снятии прокуратурой и командиром бригады всех незаконных наказаний. Кроме того, отмечает Марчуков, ему не выдали ксерокопию документа, несмотря на соответствующий рапорт. Марчуков считает приказ об увольнении незаконным и связывает его с отказом ехать в Донбасс. Старший сержант представил РБК многочисленные положительные характеристики от МВД и военных за 18 лет службы.
Старший сержант Владимир Марчуков. Фото из личного архива
Командир части 10544 полковник Юрий Рязанцев заявил РБК, что Марчуков провалил аттестацию из-за вождения в нетрезвом виде.
«31 декабря в прошлом году его остановили пьяным за рулем, — рассказал РБК командир части. — Документы [в часть] пришли только сейчас, он пытался договориться, чтобы документы не дошли до командования».
Марчуков подтвердил РБК, что перед Новым годом его действительно останавливали нетрезвым за рулем, но об инциденте он сразу доложил командованию и заплатил штраф. «Я уже понес наказание за административное правонарушение. У нас в дивизионе служат офицеры, которых лишали прав за пьяное вождение, и начальство об этом в курсе», — заявил старший сержант.
Член СПЧ, координатор движения «Гражданин и армия» Сергей Кривенко сказал РБК, что президентские правозащитники попросили командование части и военную прокуратуру проверить жалобу старшего сержанта. Кривенко считает, что у Марчукова есть шанс обжаловать увольнение и вернуться на службу.
«Девять месяцев командование не обращало внимания на нарушение при вождении, — сказал Кривенко РБК. — Он раскаивается, других взысканий, по его словам, у него не было. Впечатление, что командование воспользовалось этим нарушением, чтобы уволить за другое».
Юрист Антон Щербак из организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» заявил РБК, что к увольнению Марчукова есть несколько вопросов: вождение в нетрезвом виде было не на службе, о нарушении командование части заявляет спустя почти год, кроме того, контрактник уже наказан постановлением суда и признал свою вину.
«Рвения не проявлял»
Командир части 10544 Рязанцев заявил РБК, что из мурманских контрактников «никто никогда не ездил» в Донбасс, а в поселке Спутник военные отрабатывали занятия по тактической и боевой подготовке. То же самое сообщили РБК в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны.
В ведомстве заявили, что после проверок министерства и военной прокуратуры ни один военнослужащий воинской части 10544 не подтвердил случаев «отправки, в том числе под давлением и принуждением, в зону боевых действий на юго-востоке Украины». Военные утверждают, что позже подобных обращений от общественников и военнослужащих в адрес командования Северного флота не было.
Марчуков, сказали в Минобороны, «небрежно относился к приказаниям старших начальников и своим обязанностям, по отзывам командиров и сослуживцев, рвения к службе не проявлял, тяготился интенсивной боевой подготовкой и стремился к переводу на более спокойную должность». По словам военных, сержант многократно привлекался к дисциплинарной ответственности за грубые нарушения дисциплины. После задержания Марчукова нетрезвым за рулем аттестационная комиссия приняла решение уволить сержанта досрочно в запас в связи с нарушением условий контракта, отметили в Минобороны.
При этом в ведомстве подчеркнули, что в настоящее время Марчуков является действующим военнослужащим, пользуется всеми положенными льготами, а при увольнении получит право на получение социальных гарантий со стороны Минобороны.