Екатеринбуржцы рассказали, что их больше всего удивило на этих выборах
Большинство людей, посещавших вчера избирательные участки и делавших свой выбор осознанно, так или иначе обсуждают итоги голосования. В этой части было чему удивляться. Например, удивительным результатам ЛДПР, которая неожиданно для многих стала второй после «Единой России» в Свердловской области. «Удивительный абсолютно процент ЛДПР. Это ведь, по сути, говорит о голосовании избирателей „да надоели вы все“. И, конечно, шестое место у Новикова [шансонье и худрука Театра эстрады Александра Новикова] при том, что денег он в свою кампанию вложил очень много. А вот поди ж ты», — комментирует политтехнолог Платон Маматов.
Финансовый аналитик Константин Селянин больше всего оказался удивлен предсказуемостью результатов и скучной кампанией. «Удивлен тем, что все так предсказуемо, никакого мало-мальского сюрприза. Явка около 50%, большинство за „Единую Россию“… Все гладко. И это довольно грустно. За выборами в заксобрание я следил меньше, думаю, там схожая картина. Ничего по предвыборной вспомнить не могу, это было скучно», — отметил собеседник NDNews.ru, добавив, что в день голосования на участке не появился, «потому что все предсказуемо».
Интересно, что многих избирателей удивляли какие-то детали, не связанные напрямую с явкой, нарушениями или итогами голосования. «Самым главным действующим лицом были вчера не партии и депутаты, а КОИБы. Наши бедные избиратели что только с ними не делали — крестили (это, кстати, было чаще всего), материли, гладили, уговаривали и пугались. И я вот прямо-таки уверена, что благодаря шумихе с этими КОИБами (что они не работают, едят бюллетени и, по ходу, людей) народ просто шёл посмотреть, что это за агрегат такой. И я слышала, как бабули, отойдя на пять метров от электронной урны, взахлёб рассказывали друг другу, как им удалось в эту штуковину свои бюллетени просунуть», — говорит екатеринбурженка Елена Шушарина.
Ключевой темой этих выборов у многих стал традиционный поход на участки за пирожками. «Удивили не пирожки, а их отсутствие. Говорят, их бабушки смели сразу, как только открылся участок. Удивила очередь в кабинки для голосования и напряжение председателя комиссии тогда, когда я хотел поставить прочерк в пустом месте для подписи (выдали два бюллетеня вместо четырёх, т.к. голосовал по открепительному в другом районе). В итоге прочерк поставить не удалось. Оставил место пустым», — рассказывает квартальный с Уралмаша Илья Будкевич.
Не удалось попробовать пирожков и екатеринбурженке Анне Котовой. «У продавщицы кончились пакетики, и народ грустно уходил без выпечки, только у одной бабушки пакетик был свой. И еще удивило, что много милиции было, прямо на каждом этаже», — говорит она.
Другую жительницу города, Ольгу Горелик, поразило разнообразие уголовных статей (пусть и погашенных) в анамнезе у кандидатов. «Да еще и статьи прямо загляденье — превышение должностных полномочий, хищение госимущества. Все урки в гости к нам! И ещё удивили развалы с булками на участках. Наш участок перенесли, и мы не знали, где нам проголосовать, в поисках своего обошли три участка, и везде продаются булки. Это что за опиум для народа?» — удивляется девушка.
Удивляло тех, кто пришел на участки, и поведение некоторых избирателей. «Обратил внимание, что многие граждане, взяв бюллетени, не заходили в кабинки, а садились за столы и хватались за голову. И сидели так минут пять, вперив взор в списки», — рассказывает владелец бара Intouch Артем Дударенко.
Автоправозащитника Кирилла Форманчука удивила унылость этих выборов и то, что люди умудрились выбрать кандидатов, которые успели заработать довольно негативную репутацию.
«Удивила общая апатия людей и то, что государство не предпринимало никаких мер для повышения явки. Как было, например, в 96-м году, когда выбирали Ельцина, — там государство агитировало за участие в выборах. Сейчас — нет. Это объясняет низкую явку. Кстати, народ не поехал на дачи, но на выборы все равно не пошел. Результаты ничуть не поразили, в общем, разгром оппозиции полный, и это предсказуемо — в Санкт-Петербурге Партия Роста набрала больше, чем „Справедливая Россия“. А у нас ни одна, ни „Гражданская платформа“, никто. Потому что нет ярких кандидатов. Мне до выборов несколько партий предлагали стать техническим кандидатом, потому что они уже родственников всех позаписывали, все равно не хватает», — делится общественник. Но некоторые результаты его все-таки удивили: «Как могли выбрать Гаффнера? Он посоветовал им меньше жрать, его сын колеса прокалывает, он банкрот, 200 млн должен, а его выбирают. Как могли выбрать Карапетяна? Он два года улицу Степана Разина ремонтировал».