Улица Малышева вызывает все больше тревоги у коммунальных служб
Коммунальные службы Екатеринбурга снова спешно ремонтируют один из самых проблемных городских перекрестков — улиц Малышева и Восточная, пытаясь найти и устранить причины очередного зияющего провала. Год назад коммунальщики занимались тем же, и не факт, что в ближайшие годы и даже месяцы снова сюда не вернутся. Впрочем, ретроспектива подобных ЧП за последние пять-шесть лет показывает: едва ли не вся улица Малышева — одна из ключевых городских магистралей Екатеринбурга — это сплошная зона риска, езда и хождение по которой фактически сродни игре в русскую рулетку. Никто не знает, где земля уйдет из-под ног в следующий раз и как это можно предотвратить.
Восстановительные работы, впрочем, ведутся не на самом перекрестке, а чуть поодаль — всего в нескольких метрах от железнодорожного путепровода, по которому проходит Транссибирская магистраль. Глубокий провал в грунте разрушил асфальтовое покрытие тротуара и обнажил подземные коммуникации. Сутки назад яма диаметром не менее двух и глубиной не менее четырех метров с хлюпаньем поглощала в себя тонны воды, которые устремились сюда после мощного грозового ливня. «Ура! На Восточке наконец ливневки заработали!», — шутили екатеринбуржцы, делясь в социальных сетях оперативно сделанным видео. На нем хорошо видно, что обычно затапливаемый после дождя перекресток действительно безо всяких проблем преодолевают машины.
Провал в этом же месте, чуть меньший в размерах, коммунальщики устраняли в начале прошлого лета. В интернете сохранилась видеозапись, на которой видно, что яма образовалась на месте шахты канализационного коллектора. Тяжелая чугунная крышка обрушилась туда вместе с бетонным кольцом. Как и в этот раз, обошлось без серьезных последствий: никто в провал не свалился, потоками воды никого туда не унесло. А размытый грунт и разрушенное асфальтовое покрытие не причинили существенного вреда подземным коммуникациям. Среди них силовые кабели, от которых в центре Екатеринбурга много чего запитано, в том числе стратегически важного.
По уже сложившейся в Екатеринбурге практике, ликвидацией подобных ЧП занимается МБУ «Водоотведение и искусственные сооружения». Его руководство, включая директора Александра Репина, весь день провело на месте. Комментариев от него в понедельник получилось не удалось. Главной проблемой этого перекрестка был и остается пониженный рельеф местности вкупе с большим количеством подземных пустот, которые образуются в том числе под влиянием природных факторов, рассказал Znak.com пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Денис Сухоруков.
«Специалисты говорят о постоянных подвижках грунтов, которые усугубляются старением подземных коммуникаций и большой нагрузкой, которую испытывают на себе грунты», — сказал Сухоруков. Улица Малышева действительно является одной из самых напряженных городских магистралей, а Восточная служит частью внутреннего автомобильного кольца, принимая на себя ограниченное в центре грузовое движение. Свою лепту вносит вибрация, передаваемая опорами путепровода, по которому круглые сутки идут поезда, включая груженые товарняки. Впрочем, отметил представитель мэрии, специалисты пока только приступили к выяснению вопроса, по какой именно причине грунт провалился снова, несмотря на подсыпку щебнем, которую осуществили после прошлогоднего провала.
По какой бы именно причине это ни случилось, новый инцидент, к счастью, и на этот раз не получивший серьезных последствий, все же заставляет задуматься о необходимости тщательной ревизии подземного пространства Екатеринбурга, полагает зампред постоянной депутатской комиссии Екатеринбургской городской думы по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию Дмитрий Сергин. По его словам, вопрос об этом последний раз поднимался в июне, когда перед уходом на депутатские каникулы Дума утверждала проект программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры до 2025 года.
«Речь идет о том, чтобы посмотреть и по возможности обновить те же дождевые коллекторы, которые в идеале должны быть „настроены“ на среднестатистический уровень осадков и работать так, чтобы не было никаких подтоплений, разве только в условиях погодных аномалий. Но пока не видим, что эта статья будет как-то заметно финансироваться», — сообщил Дмитрий Сергин Znak.com, пообещав, что обеспокоенная этим часть депутатского корпуса намерена возвращаться к озвученному вопросу.
Сама программа, о которой говорит Дмитрий Сергин, основана минимум на двух документах, под которыми в разные годы подписывались городские власти. В первом случае речь идет о постановлении главы города «Об освоении подземного пространства». Оно датировано 1997 годом и утратило силу через 10 лет, потому что в 2007 году была принята «Схема комплексного освоения подземного пространства Екатеринбурга до 2025 года», развивающая положения нового генерального плана. Во всех случаях говорится о необходимости увеличения надёжности и срока службы инженерных сетей с улучшением условий их эксплуатации «за счёт сооружения многофункциональных магистральных проходных коллекторов». Иными словами, без серьезных вложений в перекладку подземных коммуникаций, как это было сделано, в частности, при комплексной реконструкции Тверской улицы в Москве, Екатеринбургу не просто не обойтись — город ставит перед собой такие планы, не находя, правда, на это достаточных средств.
Впрочем, к этому может подтолкнуть сама жизнь. Обзор ЧП с провалами грунта в Екатеринбурге за последние несколько лет показал, что улица Малышева может оказаться едва не ли не самой опасной для водителей и пешеходов из-за обилия скрытых под землей угроз — по крайней мере, в пределах центральной части города. В самом деле, в мае 2010 года городским службам пришлось экстренно заделывать яму, которая разверзлась на оживленном перекрестке с улицей 8 Марта. В марте 2014 года дыра поменьше напугала всех в районе перекрестка улиц Малышева и Мамина-Сибиряка, появившись прямо посреди проезжей части. А в мае 2016 года машина влетела колесом в провал, который случился на перекрестке с улицей Луначарского.
Во всех случаях вице-мэр Екатеринбурга Евгений Липович, ответственный за благоустройство и дороги, заявил, что причиной образования пустот под асфальтом явилась вода. Изучая очередной провал, власти почти наверняка скажут, по какой причине вода вышла из-под контроля и причинила ущерб. Но где подобное случится в следующий раз, определить практически невозможно.