Трутнев: перепродать дальневосточный гектар китайцам не получится
Россияне подписывают первые договоры на бесплатное получение гектара земли от государства. Своими заявками они обрушили работу сайта по приему обращений. 1 июня федеральный закон, дополненный важными уточнениями, вступил в силу. Возможна ли перепродажа этих земель иностранцам? И что делать с землей, где нет инфраструктуры? Об этом «Вестям в субботу» рассказал вице-премьер, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
Дальний Восток России, как, наверное, думают люди непосвященные, должен быть таким: сопки, сопки, сопки и снег, снег, снег. Какая раздача земель?! Зачем?! Там же вечная зима! Но Владивосток — это широта Сочи, а юг Приморья — почти субтропики.
Зачем свой гектар в Амурской области хочет получить пенсионер Александр Чеушев, он объясняет по-простому: «Картошку сажать, чтобы зимой нормально было».
А в Приморье, в Ханкайском районе, пчеловод Виктор Баранов рассказывает о совсем летних реалиях. «Одуванчик у нас цветет где-то до двух часов, пока солнце, а потом закрывается. Пчелы пока перестроятся, клен только начинает зацветать. Супруга помогает мне на пасеке, прополис собирает», — говорит Баранов.
Где еще уже раздают земли? С полпредом президента на Дальнем Востоке рассматриваем карту округа. Пилотные проекты — в Амурском районе Хабаровского края, сердце острова Сахалин, окрестностях Биробиджана. Дают всем, у кого есть местная регистрация.
«Думаю, что многие получили. Они не до конца сформулируют какой-то бизнес-план, концепцию. Кто-то там домик поставит для рыбной ловли, кто-то действительно займется выращиванием сельскохозяйственных культур. Мне кажется, что самое главное — предоставить людям такую возможность. У нас огромная страна, и если мы хотим, чтобы люди трудились, им надо дать землю», — отметил вице-премьер, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
— Может быть, не декларируют цели, потому что хотят получить и немедленно перепродать тем же китайцам, как многие предполагают?
— Это невозможно, потому что до пяти лет участок находится в аренде. Но даже после того как ты его освоил и он оказался в собственности, перепродажа этого участка иностранцам запрещена по закону. Соответственно, ничего такого не произойдет.
Еще один пилотный район — Нерюнгри в Якутии. Там климат более суровый, но первый желающий есть уже и там.
«Я совсем недавно узнала о законе и пришла проконсультироваться, так как хочу взять участок в личное пользование. И если мне все понравится, то оформлю себе земельный участок возле поселка Беркакит, так как проживаю там», — отметила Евгения Борисова, местная жительница.
«За первые полдня работы сайта было около 300 тысяч обращений. И сайт завис», — рассказал Трутнев.
— Что в данном случае хорошая новость.
— Ничего хорошего нет
— 300 тысяч за первые полдня?
— За первые два часа было 125 тысяч обращений. Сайт, естественно, начал сопротивляться. Три часа его приводили в чувства, потом он работал. Сейчас обращений уже более 500 тысяч обращений.
«У нас было собрание пчеловодов, и мы решили, что те, у кого есть пасеки, могут пользоваться этим паем», — сказал Виктор Баранов.
Баранов говорит «мы», «пчеловоды». Уже первые дни показали: многие заявки — коллективные. Но как быть тем, кто один, а кроме земли взять нечего?
«У Стругацких в одном из произведений есть такая фраза: „Счастье всем даром, и чтобы никто не ушел обиженным“. Возможности дать счастье всем даром, и чтобы никто не ушел обиженным, пока, боюсь, нет. Мы делаем шаг. Мы даем землю. В тех случаях, когда это коллективная заявка, постараемся подтянуть инфраструктуру. Далее, мы делаем льготную ипотеку. Она для Дальнего Востока будет, мы это дело добьем до конца. Но, конечно, было бы здорово, если бы мы могли к каждому участку подвести дорогу, ЛЭП, дать деньги на освоение участка. Но сейчас такой возможности у страны нет. Столько денег нет. Но если нет столько денег, что, будем сидеть и ждать, а пока и землю не дадим? Я считаю, что нам надо двигаться вперед», — подчеркнул Трутнев.
Про все возможности уже имеющейся инфраструктуры мы знаем не все. Слово — энергетикам Якутии.
«Ни один гектар не тянет мегаватт. Как правило, это 15 киловатт, а то и меньше. Мы поддержим любые начинания, любые внедрения по освоению, развитию производства. Мы готовы к этому», — заверил Олег Тарасов, генеральный директор ПАО «Якутскэнерго».
Важная оговорка и от полпреда президента. «Есть много видов деятельности, которые меньше связаны с инфраструктурой», — сказал Юрий Трутнев.
— Например, разведение рыбы.
— Конечно. И такие люди действительно есть. Они хотят разводить карася и карпа.
Но есть и те, кто пугает, что новый закон входит в противоречие со старым. «Порядка пока нет, регламента — тоже. 39-я статья Земельного кодекса один порядок определяет, более жесткий, строгий, а этот — более лояльный», — отметила Валентина Котлярова, начальник отдела градостроительства и земельных отношений администрации Ханкайского района.
Не на эту конкретную чиновницу, но на иных ее коллег у Трутнева взгляд вполне определенный.
«Еще одна деталь, на которую мы обратили внимание. У нас съемка есть и счастливых обладателей новых земель и чиновников, которые сидят и распределяют, принимают заявки. Из уст нескольких из них прозвучала такая история. Как же нам быть? Этот закон действительно такой либеральный, но над нами довлеет 39-я статья Земельного кодекса, которая, напротив, накладывает ограничения», — сказал Юрий Трутнев.
— Это они хитрят и жульничают?
— Конечно. Был чиновник такой важный, он мог распределять землю. А теперь его власть кончилась. Страшно обидно. Поэтому они вытаскивают старые законы и говорят: видите, как хорошо было написано? Я же здесь начальником был. А здесь я кто? Я губернаторов собирал. О чем я их просил? Я говорю: уважаемые, давайте все земли, которые можно распределить, мы просто положим людям на стол. Надо убрать обремененные правами третьи лица, особо охраняемые — защитные леса, территории вокруг водных объектов в соответствии с водным законодательством, земли обороны и земли, поставленные на баланс по запасам полезных ископаемых. Все остальное отдайте. Самый смелый губернатор — это губернатор Чукотки Копин. Только один процент зарезервировал.
— А 99% берите.
— Да, 99% у него вперед. Пожалуйста, вкладывайте инвестиции и работайте, живите, будьте счастливы. И обратный пример. Скажу честно, даже не понимаю, почему. Магадан — 74%.
— То есть 74% не подлежат раздаче?
— Не подлежат. Вот мы отладим и разберемся. Когда я губернаторов собрал и мы посмотрел эти цифры, я им сказал, что уровень оставленных для себя земель заменяет для меня уровень коррумпированности руководителей регионов. Так нельзя. Поэтому они отправились думать. Надеюсь, что выводы у них будут правильные. Но нам надо все «вычистить». Нельзя двурушничать, чтобы что-то прятали для себя. У меня на совещании недавно прозвучало: что же эту землю распределять, ведь там рыба хорошо ловится. Так это должно быть для губернатора только или все-таки для всех граждан? Не честно.
А на те проценты, которые выделены и распределены, планы уже строятся. «Сухие деревья убираем, чтобы улья поставить, чтобы пчеле свободный вылет был, лес же кругом, сопки, — говорит пчеловод Виктор Баранов. — Земли здесь много пустующей. Люди заинтересуются».
Приоритет — жителям Дальневосточного округа. А граждане остальной России — именно граждане — смогут подавать заявки на земли Дальнего Востока с 1 января 2017 года.
«1 февраля 2017 года все граждане Российской Федерации смогут воспользоваться этим сервисом», — заявил Юрий Трутнев.
— То есть состоится хорошая Февральская революция?
— В общем, как-то так.