Не так страшно повышение пенсионного возраста, как его альтернативы
Повышение пенсионного возраста приведет к избытку рабочей силы на рынке. Такое мнение высказал помощник президента Андрей Белоусов в программе «Вести в субботу» с Сергеем Брилевым. Как сказал Белоусов, повышение пенсионного возраста «вроде бы такая история достаточно привлекательная», потому что человек в 60 лет, как правило, сохраняет трудоспособность, но инициаторы повышения не учли один момент.
Андрей Белоусов, Помощник Президента РФ:
«Мы сейчас стоим — я имею в виду наш мир, прежде всего, развитые страны, — на пороге скачка производительности труда. Это все приведет к тому, что потребность в рабочей силе на предприятиях сократится. Есть простые расчеты, которые показывают, что если мы все-таки вернемся на траекторию роста производительности труда в соответствии с указами, это примерно 5% в год, то у нас будто в кавычках лишних людей к 20-му году — это примерно миллион двести, а к 25-му — примерно три с половиной миллиона человек. Вот теперь что произойдет, если мы повышаем пенсионный возраст. У нас в сферу занятых попадает еще к 25-му году примерно 10 миллионов человек. И вот я хочу задать вопрос: эти 10 миллионов человек жить будут на что? Они у нас куда попадут. Это все надо учитывать».
Как заявил помощник президента, неизбежности в повышении пенсионного возраста нет. Но альтернатива достаточно тяжелая: это повышение тарифов и социальных платежей. «Сегодня дефицит Пенсионного фонда составляет почти 2 трлн рублей. И с этим надо что-то делать», — сказал Белоусов. Надо ли повышать пенсионный возраст?
Иван Родионов, профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ:
«Пенсионеры работают. Славу Богу. В чем проблема? Опять при тех смешных пенсиях, о которых мы говорим. А в среднем это 200 долларов. Понимаете? Еще лишать пенсионеров индексации или вообще вести речь о том, что мы будем платить им минимум, и пусть они крутятся сами. Это просто безнравственно. Нет тут этой проблемы. Это надуманная вещь. Голикова в декабре нашла деньги, которых хватило бы всем проинвестировать эту пенсию, которые непонятно куда делись. У нее были резонные предложения. Она говорила, что давайте перед тем, как принимать бюджет, давайте рассмотрим результаты выполнения в 15-м году, никто слушать не стал. Значит, кого-то это устраивает».
Андрей Белоусов также заявил, что сокращать социальные и военные расходы бюджета нельзя, это будет шагом назад для всей страны. Ранее экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин неоднократно призывал сокращать оборонные расходы и переходить к адресной социальной поддержке населения. Надо ли сокращать расходы, чтобы сбалансировать бюджет?
Павел Кудюкин, независимый эксперт:
«Вообще, идея о том, что бюджет обязательно должен быть бездефицитным, — достаточно догматичная. В некоторых ситуациях дефицит бюджета вполне допустим, даже если он покрывается эмиссией, несмотря на все риски с этим связанные. Если параллельно с ростом эмиссии предпринимаются институциональные меры, направленные на повышение активности экономики. Тогда выливание денег в экономику будет приводить к ее росту, а не к инфляции. Но это требует очень тонкой политики, к которой наше правительство не способно, к сожалению. В этом смысле предложение Столыпинского клуба как раз не предусматривает необходимых институциональных мер, а предусматривает тупенькую финансовую поддержку крупных корпораций и не более того. Так что вопрос неправильно поставлен. Необязательно спасать бюджет, в смысле сводить его бездефицитным. Вопрос — гораздо сложнее и шире».
По словам Белоусова, чтобы решить поставленные задачи, нужны темпы роста экономики не меньше 4% в год. Ранее в интервью ТАСС помощник президента говорил, что считает возможным возвращение через 2-3 года к такому росту за счет повышения производительности труда и роста экспорта.