Свердловский минтранс подозревают в классической «распильной» схеме
В Екатеринбурге к 2018 году должна появиться транспортная система, которая обеспечит проезд спортсменов, организаторов соревнований, представителей FIFA и простых болельщиков — таково требование ко всем городам — участникам ЧМ по футболу. Вопросом занялся свердловский минтранс, который еще на этапе составления техзадания уличили в попытке распила.
О возможных махинациях написала юрист Екатерина Петрова, которая нашла множество нестыковок и несоответствий в работе министерства. По ее словам, во всех других городах, где пройдут матчи ЧМ, субсидию на организацию транспортной системы получают муниципальные власти, поскольку вопросами транспорта внутри городов всегда занимаются они сами, однако Свердловская область стала исключением — и проектом занялся минтранс.
«24 миллиона рублей готовы заплатить только за комплект документов эскизного проекта. По сути, за написание технического задания для последующего конкурса на разработку проектно-сметной документации и дальнейшей реализации. Я уже десятый год в госзакупках работаю и знаю, что 98% подрядчиков готовы бесплатно такие ТЗ писать, лишь бы по ним потом конкурсы играли. А некоторые за право написать ТЗ для конкурса платят откаты, — подчеркивает Петрова. — Если открыть приложение №1 к техзаданию, то можно увидеть практически результат работ, который ждёт заказчик. Вот же оно, техническое задание, всё расписано и разложено. Уже готово. Остаётся только оформить картинками и сделать пару презентаций. За 24 миллиона рублей».
Также она отмечает, что в требованиях заказчика числится разработка системы мониторинга состояния улично-дорожной сети Екатеринбурга.
«Эта система представляет собой машину, оборудованную довольно специфичным сканером, которая будет кататься по городу и сканировать дороги и прилегающие объекты (тротуары, газоны и припаркованные на них автомобили). Все эти данные потом будут передаваться в компьютер, который виртуализирует всё переданное в формате 3D. Стоимость этой части проекта малопонятна, а главное — зачем?
Нет, вот тут правда непонятно зачем, притом что у города уже есть информационная система для мониторинга состояния улично-дорожной сети. А некоторые системы, которые хотят разработать, — уже разработаны. Например, в рамках проекта хотят сделать аналог Яндекс. Пробок и Яндекс. Карт с навигатором. Опять же, зачем? В FIFA нет требования наличия в городе такой глобальной транспортной системы. Там всего лишь нужно, что бы на время проведения чемпионата был решен вопрос с организацией транспортной доступности и доставки болельщиков, игроков и всяких випов. Это, конечно, круто и хорошо, что под шумок с футболом нам такую штуку хотят сделать. Но в условиях сокращения бюджетов такую систему можно было существенно сократить. То есть можно было бы потратить немного денег и сделать то, что нужно городу, удовлетворив требования FIFA. А в итоге мы потратим сумму, сопоставимую с 1 млрд (по предварительным оценкам), и получим виртуальный Екатеринбург, прогноз погоды и Яндекс.Пробки. А так же софт, который не смогут использовать городские МУПы, поскольку среди тех, кто принимает результат работ, согласно условиям контракта, их вообще нет", — отмечает юрист.
По словам Екатерины Петровой, есть у нее вопросы и к критериям оценки конкурсных заявок. Основное требование — к персоналу, вернее, к его количеству.
«95% квалификация персонала и 5% опыт выполнения аналогичных работ. То есть можно по высокой цене и без особого опыта работы, но главное, чтобы персонала было побольше. Почему побольше? Да потому что оценивать этот подкритерий заказчик захотел по количеству дипломов о высшем образовании по отрасли конкурса, то есть по IT, даже не по транспорту! Для меня совершенно очевидным оказался победитель конкурса — ПАО „Ростелеком“, который предоставил, конечно же, дипломы сотрудников в нескольких томах. Будут ли задействованы они все в выполнении работ? Уверена, что вообще никто задействован не будет. Просто потому, что это не их специализация. Они не занимаются транспортными системами. При этом были предложения от других компаний и с наличием сотрудников и опыта работы, и цена была вдвое меньше. Но нет. В „Ростелекоме“ айтишников 2500 человек, а значит, они и победители», — говорит Петрова.
И объясняет, что победа «Ростелекома» неудивительна еще и потому, что компания давно сотрудничает с минтрансом, причем множество контрактов было заключено без проведения конкурсных процедур. «Дружба эта объясняется одной фамилией — Фролов Сергей. Когда-то он работал директором „Уралсвязьинформа“. По слухам, его оттуда выгнали с большим внутренним скандалом. Говорят, он продал собственность УСИ за очень дешево „своим“ фирмам, которые в последующем сдавали в аренду это же имущество „Ростелекому“, но уже по более высокой цене (говорят, даже выше стоимости продажи). С таким бэкграундом Фролов удачно нашел себя в роли заместителя министра транспорта и связи. После чего, собственно и началась любовь между Сидоренко и „Ростелекомом“, которая, как мы видим, продолжается и после ухода Фролова из министерства», — делает вывод Петрова.
По ее словам, она передала информацию о нарушениях в надзорные органы. Напомним, ранее за нарушения при подготовке к ЧМ-2018 были взяты под стражу высокопоставленные сотрудники свердловского мингосимущества, которых подозревают в получении взяток на десятки миллионов рублей.