«Екатеринбург-Экспо»: Бюджетные миллиарды на спасение убыточного проекта
В отчете Счетной палаты подробно говорится о ходе строительства Международного выставочного центра «Екатеринбург-Экспо», пишет в своем материале NDNews.ru. Документы итогов проверки взяты со страницы депутата Вячеслава Вегнера в Фейсбуке.
Первоначально учредителями выставочника были Корпорация развития Среднего Урала (которая на 100% принадлежит правительству СО) и Группа Синара. На момент создания они владели по 82% и 18% соответственно. Однако позже свою долю акций получило правительство Свердловской области.
К 1 января 2015 года уставный капитал общества составил 5,1 млрд рублей, из которых КРСУ владела 2,6 млрд рублей (51,46%), правительство — 1,5 млрд (30,10%), Синара — 940 млн (18,44%).
Кстати, одно из нарушений обнаружили даже в покупке акций общества в собственность Свердловской области — уплатили миллиард, а вот документально оформить сделку «забыли». Впрочем, на фоне остальных нарушений это, а также некоторые факты «забывчивости» типа нераскрытия положенной информации в СМИ или сделки, заключенные в обход госзакупок почти на полмиллиарда, можно посчитать не особо серьезным недочетом.
Огрехи в строительстве как задел под «кормушку» на несколько лет
Работы начались без соответствующего разрешения, более того, половину срока работы велись без проектной документации. Когда наконец документы появились, обнаружилось, что согласно договору генподряда, все должно быть закончено за 9 месяцев. Хотя согласно СНиПам, на это должны выделить 48 месяцев. Ну, а далее, уже в процессе эксплуатации, появилась необходимость выставочник и территорию вокруг отремонтировать — грунт просел.
Все заинтересованные и приглашенные эксперты посовещались и выяснили, что: а) все-таки строительство провели слишком быстро, б) пришла зима, зимой уплотнить грунт невозможно, в) даже если с наступлением тепла разобраться с грунтом, он все равно будет давать усадку по 30 см еще 2-3 года, г) этот случай не попадает под гарантийный, акционерное общество будет вынуждено потратить 109 млн за счет инвестиционных средств. Ну и в качестве бонуса: эксперты предположили, что «на века» проблему с грунтом не решить вообще.
Далее Счетная палата посчитала затраты на строительство Конгресс-Центра, кстати, на который тоже почему-то не нашлось проектно-сметной документации. Работы были выполнены на 28 млн рублей, а потом началась консервация Конгресс-центра — уже за 186 млн. При этом расходы на строительство в бухгалтерской отчетности отнесли к расходам на уже введенные в эксплуатацию объекты.
«Таким образом, несоблюдение нормативных (законодательных) требований при проектировании и строительстве международного выставочного центра, а так же сроков реализации строительства привели к неэффективному использованию инвестиционных средств в объеме 323554,2 тыс. рублей», — сделала вывод Счетная палата.
Набрать кредитов и залезть в карман области
К 1 января 2015 года в структуре капитала фонда преобладали заемные средства — 52,2%. Если убыток от содержания центра составил около 773 млн рублей, то убыток от процентов по займам — 1,2 млрд рублей.
Уровень платежеспособности аудиторы оценили как низкий. И с каждым годом работы акционерного общества уставный капитал все больше превышал стоимость чистых активов (реальная стоимость имущества за вычетом долгов). Согласно закону, в таких условиях общество должно принять решение о снижении уставного капитала до величины чистых активов, или сообщить о ликвидации. Кстати, если компания не делает этого добровольно, то за нее могут решить органы госвласти. В этом случае, конечно же. ничего подобного не произошло.
Зато выставочник нашел другой хороший способ «держаться на плаву» — получение бюджетных денег. В ход шли и «хитрые» способы, напоминающие мошенничество. Итак, в декабре 2011 года КРСУ решила помочь своей компании в получении госгарантий — собрать документы, провести экспертизу и т. д. за вознаграждение. Вознаграждение составило 38 млн, которые ревизоры окрестили «мнимой сделкой», резонно заметив, что «фактически КРСУ оказало Обществу услуги по копированию документов». Особо отметим, по сути эти 38 млн переложили из кармана убыточной субсидируемой компании в карман ее же учредителя (КРСУ), который ко всему прочему является собственностью правительства области.
Резюмируя отчет, ревизоры подсчитали «выхлоп» от работы выставочника: от Уральского выставочного центра в бюджет Свердловской области за 2010-2014 годы ушло 148 млн рублей, тогда как область вложила в уставный капитал более 4 млрд рублей и еще почти 10 ушло на строительство. «Оценить в полной мере социальную, бюджетную, имиджевую составляющие не представляется возможным, а, следовательно, не могут быть сделаны выводы об эффективности или неэффективности проекта для экономики региона», — несмело подытожили аудиторы.