Суд разрешил «Яндексу» не раскрывать переписку пользователя по запросу ФТС
«Яндекс» успешно оспорил в суде первую попытку привлечь компанию к ответственности за отказ раскрыть Федеральной таможенной службе (ФТС) личную переписку одного из клиентов «Яндекс.Почты», пишет газета «Коммерсант» в пятницу.
«Это первый случай, когда „Яндекс“ попытались привлечь к ответственности за подобный отказ», — сообщила изданию представитель «Яндекса» Ася Мелкумова.
Она пояснила, что ранее компания отказалась предоставить подразделению ФТС личную переписку пользователя «Яндекс.Почты», после чего мировой судья судебного участка №425 Москвы вынес постановление о привлечении «Яндекса» к административной ответственности, которое интернет-компания успешно оспорила в Хамовническом районном суде.
Из базы дел Хамовнического районного суда Москвы следует, что 22 марта этот суд отменил протокол об административном нарушении в отношении «Яндекса» по ст. 19.7 КоАП (непредставление информации в государственный орган).
Согласно тексту постановления мирового судьи, в «Яндекс» обратилась Находкинская таможня, которая требовала предоставить «электронные сообщения, включая приложения, отправленные и полученные посредством использования электронного почтового ящика (адрес не указан — ИФ) за период с 1 января 2014 года по 1 октября 2015 года», отмечает газета.
К своему запросу в «Яндекс» таможня приложила постановление Находкинского городского суда, согласно которому «по электронному почтовому ящику, возможно, обсуждались вопросы, связанные с организацией и осуществлением уклонения от уплаты таможенных платежей».
В Находкинской таможне не ответили на запрос «Коммерсанта».
«Яндекс» отказал в предоставлении переписки, так как в постановлении суда не было указания на ограничение тайны переписки нашего пользователя", — пояснила Мелкумова.
«Согласно Конституции ограничение права на тайну переписки допускается только на основании судебного решения. „Яндекс“, как и Google, Facebook, Twitter и многие другие международные сервисы, предоставляет информацию о пользователях правоохранительным органам в том порядке и тех случаях, которые предусмотрены законодательством», — сообщила юридическая служба «Яндекса».
При этом, как пишет издание, согласно документам Google, компания в первой половине 2015 года получила от российских правоохранительных органов 207 запросов на раскрытие личных данных пользователей Google и Youtube, из которых частично или полностью удовлетворила 5% обращений.
Facebook за тот же период получил только один запрос, и информацию по нему российским властям не предоставлял, говорится в документации соцсети.
Twitter в 2015 году получил от российских органов власти 82 запроса на раскрытие информации о пользователях соцсети и не удовлетворил ни одного, продолжает «Коммерсант».
Российские интернет-компании не раскрывают информацию о количестве запросов от правоохранительных органов.
Однако в 2013 году с похожими проблемами уже сталкивались интернет-компании Mail.ru Group и «Рамблер». Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) выставила им штрафы в размере 500 тыс. руб. за отказ предоставить информацию об электронных почтовых ящиках пользователей.
Причем ФСФР запрашивала не переписку, а дату регистрации почтового ящика и сведения об адресах, на которые отправлялись письма. Обе компании тогда сообщали, что не могут предоставить данную информацию без вскрытия почтового ящика. В дальнейшем Mail.ru Group отстояла свою позицию в суде, а «Рамблер» все же получил штраф, напоминает газета.