ФСКН: в РФ на наркотики тратят 1,5 трлн рублей в год
Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ Виктор Иванов заявил, что объем средств от продажи наркотиков, отмываемый в российских банках, составляет $ 20 млрд. При этом ежегодный объем затрат на наркотики в целом по России составляет 1,5 трлн руб., что сравнимо с объемом годового бюджета Министерства обороны РФ.
Об этом глава ФСКН Виктор Иванов рассказал телеканалу «Россия 24» в своем эксклюзивном интервью в рамках программы «Мнение» с Эвелиной Закамской.
«С точки зрения изымаемых наркотиков, их объем составляет 3,5 тонны героина в год, приблизительно 2 тонны гашиша. За прошлый год мы изъяли 6,5 тонн синтетических наркотиков. Условно говоря, это концентрат, рассчитанный на изготовление 130 тонн курительной смеси. То есть это так называемое изъятие из оптового оборота. Общий объем изъятых наркотиков за прошлый год составил 33 тонны в Российской Федерации. К уголовной ответственности были привлечены порядка 120 тысяч человек.
В целом мировой оборот наркотиков оценивается приблизительно в 500 миллиардов долларов ежегодно. Это деньги, которые извлекает преступность от торговли. В дальнейшем эти деньги, понятно, не лежат под подушкой, они попадают в мировую банковскую систему и прежде всего в ее теневой сектор.
В условиях финансового кризиса, хронического дефицита ликвидности банки весьма толерантны к этим деньгам по принципу «деньги не пахнут».
Поэтому эти деньги, 500 миллиардов долларов ежегодно, — это инвестиции в транснациональную организованную преступность. И этот субъект, конечно, заинтересован в том, чтобы производство наркотиков продолжалось бесконечно долго.
Если посмотреть на статистику выявления попыток легализации этих денег, то общемировой показатель составляет 1%. Стало быть, практически все вырученные деньги от продажи наркотиков попадают в мировую банковскую систему, и там уже эти деньги смешиваются с легальными деньгами, и отличить их уже крайне сложно. Поэтому необходимо принятие серьезных политических и экономических мер на уровне и Совета безопасности ООН, и на государственном уровне по повышению эффективности именно производству наркотиков.
Мы продвигаем тезис о том, что основной причиной не вполне удачной борьбы с наркобизнесом является то, что мы недооценивали влияние наркоторговли на архитектуру мировой безопасности.
При этом в двух практически локализованных центрах производится свыше 50% всех мировых наркодолларов — это производство героина в Афганистане и производство кокаина в Южной Америке. Но эта проблема не рассматривается сейчас как угроза. Хотя, повторюсь, речь идет о более 50% мировых наркоденег. Поэтому, на наш взгляд, на эту угрозу надо обратить внимание, надо ее формализовать в качестве мировой задачи.
На специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН в ближайшее время будет столкновение двух точек зрения. Одна из них — это сохранение режима контроля за наркотиками, который базируется на трех известных антинаркотических конвенциях. Вторая позиция — это либерализация, легализация наркоторговли.
При этом «легализаторы» сейчас поддерживаются целым рядом неправительственных организаций, которые имеют известных и неизвестных спонсоров, пытаясь доказать мировому сообществу, что «надо что-то делать».
Традиционный подход заранее имеет изъяны, поскольку эта политика проводится уже с 1998 г., но успехов она не достигла. Наоборот, получен отрицательный результат. К этому и будут апеллировать так называемые «легализаторы».
Мы предлагаем выделить дополнительный аспект проблемы: последствия от наркоторговли — это не только гуманистические проблемы, здоровье граждан, социальные последствия и так далее. Это еще и разрушение мировой архитектуры безопасности. Поэтому должно быть гражданское мужество и честность в решении этой проблемы.
Мы ежегодно делаем доклад президенту Российской Федерации о наркоситуации в стране. Это и количество наркопотребителей, наркозависимых, количество выявленных наркопреступлений, организованных преступных групп. Мы оцениваем в том числе и финансовую сторону вопроса. Цифры по России коррелирует с данными Управления по наркотикам и преступности ООН, согласно которым рынок афганского героина в России оценивается приблизительно в 20 миллиардов долларов ежегодно.
Мы должны понимать финансовую природу наркопреступности, понимать, какое место она занимает в экономике и какое воздействие это оказывает на экономику.
Ежегодно мы в Российской Федерации расследуем 220 тысяч преступлений по наркотикам. Из них по контрабанде наркотиков — 1,5 тысячи уголовных дел. То есть, как вы понимаете, это несопоставимые цифры. Хотя весь героин — привозной, весь гашиш — привозной, в основном из Африки. Вся синтетика тоже привозная, в основном из региона Юго-Восточной Азии и стран Европейского союза. А количество дел по контрабанде — всего 1,5 тысячи. Это явное, конечно, несоответствие, которое надо ликвидировать путем изменения режима границы, а также технического оборудования пунктов пограничного перехода. В основном для этого используются высокоточные рентгеновские установки, которые просвечивают и груз, который везут грузовики, и сами грузовики.
В наркоситуации произошли определенные изменения в связи с кризисом. Афганский героин, его изготовление в Афганистане и транспортировка, она завязана на американский доллар. Поэтому, конечно, этот наркотик подорожал в Российской Федерации на 50-100%.
Что касается марихуаны, то у нас есть своя сырьевая база, поэтому марихуана находится в прежней цене. Что касается синтетических наркотиков, то они также остались в той же ценовой шкале. Они производятся в Юго-Восточной Азии, и они достаточно дешевые.
По нашим данным, ежедневно российские наркоманы тратят на приобретение наркотиков 4,5 миллиарда рублей. В год это получается порядка 1,5 триллиона, что сопоставимо с бюджетом Минобороны.
Иванов также отметил, что героин и опиаты более распространены в крупных промышленных городах и мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, промышленных городах Урала. Марихуана, как правило, распространена в сельскохозяйственных регионах, где она культивируется. Синтетические наркотики более повсеместно распространены.