В России предотвратили 30 терактов, которые готовили боевики ИГ
Подразделение ИГИЛ, которое состоит из уроженцев Северного Кавказа, готовит теракты в России и Европе. Возглавляет его давно известный спецслужбам боевик Ахмед Четаев по кличке Однорукий. Об этом сегодня рассказали в Национальном антитеррористическом комитете. Вербовке в нашей стране исламисты уделяют особое внимание. Потенциальных сторонников ищут по самым разным каналам, работают и лично, и через Интернет. У тех, кто попадается на удочку, выход, как правило, один — смерть.
Пояса смертников, полностью готовые к применению; кастрюли, начиненные взрывчаткой и поражающими элементами — здесь несколько сотен саморезов; а это обычное пластиковое ведро, в котором строительные дюбели уложены слоями на пластит таким образом, чтобы при взрыве причинить максимальный поражающий урон — убить или покалечить как можно больше людей. Это то, что успела приготовить банда Ахмеда Четаева, но не успела привести в действие.
«Спецслужбам РФ известно, что в рядах ИГ действуют подразделения, которые готовят теракты в РФ и странах Европы. Речь идет о батальоне, состоящем главным образом из выходцев с Северного Кавказа, его возглавляет Ахмед Четаев по кличке Однорукий», — говорит Андрей Пржездомский, советник председателя Национального антитеррористического комитета.
Ахмед Четаев по кличке Однорукий в поле зрения российских спецслужб попал еще в 2003 году, в Чечне, когда воевал в составе бандгруппы против федералов. В одном из боев в результате ранения он потерял руку. Его задержали. Но Четаев смог бежать и даже добраться до Австрии, где попросил статус беженца, а про потерянную руку сказал австрийцам, что ее отрезали во время пыток в следственном изоляторе.
Но в Европу он поехал совсем не за спокойной жизнью. В 2008 году шведы задержали его с целым арсеналом. Потом он перебрался на Украину. По запросу российских спецслужб Четаева едва не экстрадировали как организатора террористического подполья. Но тогда за него вступились украинские правозащитники. В мае 2011 года его задержали на болгарско-турецкой границе. И снова отпустили. Еще через год он уже был в Грузии.
Скорее всего, в это время он и присоединился к «Исламскому государству», которое тогда только набирало силу. Доказательство тому — видео, где он стоит в обнимку к исламистами.
«Под эгидой этой структуры формируются боевые группы. Они проходят специальную подготовку, изучая все способы убийства, изготовления взрывчатых веществ, самодельных взрывных устройств и ядов. В качестве преподавателей выступают иногда и бывшие офицеры иракской армии», — рассказывает Андрей Пржездомский, советник председателя Национального антитеррористического комитета.
В ИГИЛ Однорукий отвечал в том числе и за вербовку на северном направлении. Именно Четаев и его люди убедили бежать в ИГ студентку МГУ Варвару Караулову. Но девушку успели задержать во время ее перехода через сирийскую границу и вернули домой. Однорукий и его подельники занимались вербовкой через социальные сети. Тех, кто клюнул, они встречали в Турции и переправляли затем через турецко-сирийскую границу. Это свидетельства тех, кто успел съездить в Сирию и вернуться.
— Я подумал, зачем я буду тут где-то как-то стараться подзарабатывать, если там всё стабильно…
— Нас там люди уже встречали. Они были русскоязычные, но мы их лиц не видели. У них были маски. Потому что все русскоязычные в масках поначалу. Они спросили нас, куда ты хочешь пойти, в какой джамаат, куда распределить.
Столь массовое рекрутирование стало возможно, конечно, благодаря развитию интернет-технологий. Но наши специалисты научились им противодействовать.
«Российским спецслужбам известны многие вербовщики, использующие Интернет. Хотя, конечно, те скрывают свое лицо и истинные намерения. Среди них, например, Эдик Арсанукаев из Хасавюрта, который открыл в Сирии медиастудию и ведет проповеди на русском и кумыкском языках, размещая их на YouTube. Шамиль Измайлов из Астрахани, который возглавляет в Сирии боевой отряд. Спецслужбы обладают самыми современными техническими средствами, позволяющими выявлять и привлекать к уголовной ответственности тех вербовщиков, которые проживают на территории РФ, пытаются маскироваться под безобидных пользователей глобальной Сети», — поясняет Андрей Пржездомский, советник председателя Национального антитеррористического комитета.
И вот результат — за прошлый год в России были предотвращено 30 терактов. Но в составе боевых подразделений ИГИЛ до сих пор воюют сотни боевиков с российским гражданством. Почти все они переправлялись через Турцию. Там же, скорее всего, находится сейчас и сам Четаев. Усилиями российских спецслужб за последнее время был предотвращен выезд в Сирию и Ирак около 100 российских граждан. Сейчас Генпрокуратура России готовит документы на экстрадицию подручных Ахмеда Однорукого в надежде, что их показания помогут выявить всех сообщников этой разветвленной сети.