Свердловские аграрии: Ситуация в хозяйствах области близка к катастрофической
Свердловские чиновники и банкиры обсудили накануне на круглом столе итоги уборочной кампании и будущее сельского хозяйства на Среднем Урале. Спикеры в целом пытались дать оптимистичные прогнозы. Однако исходя из их суждений можно с уверенностью сказать, что существенного развития свердловского агропрома ожидать не стоит.
Представители свердловского МинАПК признали, что погодные условия стали не единственной причиной плохого урожая. Это и изношенная техника, и нехватка кадров. Для решения этих проблем нужно дополнительное финансирование. Однако для этого в бюджете традиционно нет денег. Банкиры, в свою очередь, отмечают, что сельское хозяйство по-прежнему остается отраслью, с которой инвесторы связываются с неохотой.
Без зерна
О том, что свердловский агропромышленный комплекс понесет потери, было ясно еще в начале октября — после первых снегопадов. История с уборочной кампанией повторялась по тому же сценарию, как и в 2014 году. Ввиду этого некоторые аграрии высказывались за введение режима чрезвычайной ситуации. Тем не менее в министерстве АПК и продовольствия Свердловской области рассчитывали, что снег растает, и аграрии успеют собрать урожай. Этого так и не произошло. В результате все, что было в земле (картофель) или уложено снегом, осталось на полях. Так, АПК «Белореченский» потерял около 10 тыс. т картофеля. Сельскохозяйственный кооператив «Битимский» не успел обработать 20% посевных площадей корнеплодов. По зерновым ситуация оказалась еще хуже, чем в прошлом году.
По словам заместителя главы МинАПК области Владимира Гребнева, в 2015 году в области было собрано 628,5 тыс. т зерна, что на 32 тыс. т меньше по сравнению с итогами уборочной 2014 года. Нарастить объемы урожая не помогло и увеличение посевных площадей на 1 тыс. га. Картофеля в текущем году было собрано 780 тыс. т.
«К сожалению, часть урожая картофеля потеряна ввиду нехватки хранилищ», — констатировал чиновник в ходе обсуждения сельского хозяйства на круглом столе.
Как и следовало ожидать, основным виновником, по мнению чиновников, оказались погодные условия. При этом Владимир Гребнев отметил, что для Урала такая ситуация редкость, хотя в прошлом году было то же самое. Пытаясь, по-видимому, подсластить пилюлю, чиновник отметил, что свердловские аграрии и так не могут себя обеспечить зерном.
«Зерном мы себя никогда не обеспечивали из-за климатических особенностей, тем более по России собран достаточно неплохой урожай зерна», — резюмировал Владимир Гребнев.
«Для некоторых это катастрофа»
Сколько в текущем году пострадало хозяйств и какова сумма убытков, к настоящему времени неизвестно. В МинАПК еще ведутся подсчеты. Однако уже сейчас в ведомстве предрекают, что для узкоспециализированных хозяйств нынешний год фактически обернулся катастрофой.
«Проблема в другом — не в части экономики всего АПК, а экономики каждого хозяйства. Если это фермер, который занимается только картофелем, и он не собрал 30%, то где-то это и катастрофа», — сказал замминистра.
Со своими убытками аграрии, как и всегда, останутся один на один. В МинАПК признают, что бюджет для оказания помощи пострадавшим фермерам ограничен. Объем господдержки из года в год остается на уровне 5 млрд руб. С учетом инфляции эта сумма фактически ежегодно уменьшается. Дополнительные средства планируется снова привлечь через кредитование молокозаводов. Это было обусловлено тем, что кредитование аграриев было на некоторое время приостановлено с ноября 2014 года.
«Это резервное решение. Там кредитный процесс проще потому, что производитель молока привязан к молокозаводу. Безопасность выдачи таких кредитов выше. Однако цена на молоко фиксируется на весь период ставки на том уровне, который удобен кредитору», — пояснил директор Свердловского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Алексей Павин.
Без перспектив
Впрочем, даже при более благоприятных погодных условиях свердловские аграрии ничего не зарабатывали. По оценке Павина, у крупных хозяйств в операционном плане, как правило, получался ноль.
Тем не менее участники круглого стола еще надеются на бурное развитие сельского хозяйство на Среднем Урале.
«Надо помнить, что санкции в конце концов уйдут, и валютный курс выровняется. Если к этому времени сельское хозяйство не достигнет мирового уровня, то понятно, чем это закончится. Мы снова будем импортировать то, что дешевле и экономически выгоднее культивировать», — считает Алексей Павин.
Для достижения этой «мировой планки» надо преодолеть целый комплекс многолетних проблем. Во-первых, ситуация с устаревшей сельхозтехникой. Специалисты и ранее отмечали, что без обновления парка невозможно быстрыми темпами проводить посевную и уборочную. Однако наравне с этим в отрасли остро стоит вопрос с постаревшими специалистами, которые занимаются этой техникой.
«Руководители многих хозяйств достигли пенсионного возраста. Главные специалисты — это пенсионеры или люди предпенсионного возраста», — подвел статистику проректор по научной работе и инновациям Уральского государственного аграрного университета Борис Воронин.
По самым пессимистичным прогнозам специалиста, ситуация может дойти до того, что этой техникой некому будет заниматься.
Старение кадров в АПК влияет также и на кредитование отрасли. По словам Алексея Павина, банки с осторожностью оценивают хозяйства, руководителям которых перевалило за 60 лет.
«Если у такого руководителя родственники не заняты в хозяйстве, то оно просуществует года 3-4», — отметил банкир.
Для быстрого омоложения кадров в сельском хозяйстве, как и для обновления парка техники, требуется финансирование. Однако, по признанию Гребнева, чиновники и сами в растерянности, на что потратить скудное финансирование.
«Мы постоянно встаем перед вопросом, как поделить деньги. Если купить комбайн, не останется денег на удобрения. Это бесконечный процесс компромиссов. Если мы перестанем субсидировать ставку, встанет вопрос о выживании ферм», — сказал замминистра.
В результате в сельском хозяйстве Свердловской области получается замкнутый круг. Все от аграриев до чиновников и банкиров знают проблемы, решение которых позволит поднять показатели в АПК. Однако для решения этих проблем из года в год нет денег. Лоббистких возможностей руководства области, как показала практика, не хватает для получения больших средств из федерального бюджета. Системные проблемы, в свою очередь, делают отрасль малопривлекательной для инвестиций. Примерно 10% банков от общего числа финансовых учреждений предоставляют аграриям кредиты.