Екатеринбург захлестнула битва аватаров
Бизнесмены, политологи и блогеры Екатеринбурга сразились на интернет-полях из-за дилеммы: уместно ли скорбеть по гражданам одной страны, не скорбя при этом по другим.
Дискуссия возникла на почве новой опции, которую Facebook предложил своим пользователям: раскрасить свой аватар в соцсети в цвета флага Франции, которая на днях пережила страшнейший в своей истории теракт. Считается, что так пользователи проявляют свое участие и сочувствие к жертвам террористов.
Но что-то пошло не так, и уральский сегмент Facebook внезапно раскололся на два противоборствующих лагеря: тех, кто решил воспользоваться этой опцией, и тех, кто их гневно осудил. К примеру, бывший владелец магазина «Старый солдат», а ныне блогер и публицист Сергей Колясников разразился такой тирадой:
«Не припомню аватарок с российским флагом после падения самолета в Египте. Даже странно. В Кении террористы напали на студенческое общежитие, 147 убитых. Ну и где репортажи в мировых СМИ? Понимаю, что нам всячески навязывается, что народы Европы это высшая раса, и поэтому гибель десятка журналистов из „Шарли“ куда трагичнее, чем тысячи жертв на Донбассе, в числе которых сотни детей. Но если нам навязывают такое восприятие — это не повод принимать это за истину».
Эту позицию поддержал другой блогер, доцент УрФУ Валерий Амиров, напомнивший представителям Facebook, что они не предоставили пользователям возможности перекрасить аватар в цвета российского триколора, когда в Египте разбился самолет «Когалымавиа».
«Когда разбились больше 200 российских граждан, Facebook возможности поддержать скорбящих не предоставлял и наши либералы не перекрашивались. Поскольку они всегда перекрашиваются только тогда, когда им бесплатно предоставляется такая возможность и когда речь не идет о родной стране».
Им оппонирует хозяйка галереи «Арт-птица» Юлия Крутеева:
«Люди переживают, негодуют, им раздирают сердце кричащие фотографии трагедии, насилия, смерти. Все, даже те, кто, казалось бы, равнодушно отворачиваются, в душе своей все равно сопереживают. Просто не каждый умеет, или считает нужным это выразить, проявить вовне. Да и не обязан. Но я хочу спросить тех, кто сейчас чморит facebook-сообщество по поводу некачественной, неполноценной скорби. Ну, типа почему вы не скорбите по Кении, Ливии, почему российский флаг не вывесили. Я специально по их профилям полазила. Господа, а вы почему не скорбите? Вы-то почему российский флаг не вывесили? Или кенийский? Мы бы подхватили и погоревали бы с вами».
Политолог Александр Белоусов попытался подняться над ситуацией и вынести ее за рамки обвинений в неправильной скорби:
«Окрашенная аватарка оказалась важнее теракта. Важнее не что произошло, а как люди реагируют на это. Соцсети все больше замыкаются в своей собственной реальности. Но среди претензий к Facebook совершенно не слышно претензий к российским соцсетям — они ведь тоже не окрашивали аватарки. Коммуникативное отставание налицо. Почему-то американцы должны больше заботиться о трауре, чем мы сами. Это и абсурдно и грустно одновременно».
Напомним, в минувшую пятницу Париж сотрясл теракт, состоявший из серии нападений на концертный зал «Батаклан», стадион «Стад де Франс» и несколько городских ресторанов. В результате погибло более 120 человек, 300 получили ранения. Во Франции был объявлен трехдневный траур. В Екатеринбурге в эти выходные люди приносили цветы к генконсульству Франции, устраивали шествия и пикеты в знак солидарности с французами.