Жители России начинают терять надежду на выход из кризиса
Компания Synovate Comcon обнародовала данные мониторинга «Антикризис» за август.
Результаты опроса показывают, что очередная волна обвала рубля вновь спровоцировала пессимистичные настроения в обществе, сместив в сторону важность других событий. «Кроме этого, россияне отметили значительное ухудшение экономической ситуации по сравнению с предыдущим месяцем. Люди начинают терять надежду на лучшее будущее», — констатируют социологи.
Рост цен, сильно зависящий от курса рубля, продолжает волновать большинство населения (92% в августе). Сокращение зарплат и бонусов по-прежнему отмечает больше половины граждан РФ (значимых изменений по этому показателю нет с апреля-2015). Проблемы с кредитами и депозитами затрагивают почти треть россиян, и значимой динамики по этому показателю также не наблюдается с апреля.
Согласно выводам исследователей, резкое падение рубля не повлекло за собой значительный рост экономии. Однако улучшения покупательской способности тоже не предвидится, россияне продолжают экономить. Чаще всего потребители экономят на товарах длительного пользования, хотя в августе на этих товарах экономили значимо меньше, чем в июне — скорее всего повлияли начавшиеся распродажи. На продуктах питания по-прежнему экономят чуть меньше половины россиян, также не изменилась экономия и на непродовольственных товарах. А вот на услугах экономят все чаще — 52% опрошенных в августе. Отмечается, что в основном люди стали отказывать себе в путешествиях, а также экономить на спорте и хобби.
В то же время, по данным исследовательской компании Nielsen, в России резко выросли продажи товаров по скидочным акциям. Лидируют в рейтинге стиральные порошки: в этом году на спецпредложения пришлось 67% продаж порошков в натуральном выражении, в 2013 году доля таких продаж составляла только 41%. На втором месте — средства по уходу за собой для мужчин: 43% в 2015 году. Третье и четвертое места заняли соки и кофе (по 42%).
«Однозначно можно говорить об увеличении промоактивности в розничной торговле, — подтверждает представитель „Ленты“, одного из крупнейших российских ретейлеров. — Торговые сети стараются поддерживать интерес покупателей за счет дополнительных промо».
Параллельно растет и размер скидок, сказали РБК в Nielsen: «Средняя величина скидки растет из года в год: например, в 2013 году средняя скидка на зубную пасту составляла 18%, в 2014 — уже 21%. В категории стиральных порошков средний ценовой дисконт в 2014 году достиг 30%, хотя годом ранее был на уровне 24%».