Сбежавший от «Правого сектора» инвалид уже год не может получить гражданство РФ
Семья вынужденных переселенцев из Днепропетровска уже год не может оформить вид на жительство или гражданство 20-летнему инвалиду второй группы. Чтобы получить документ, Дмитрий Пастырь должен сдать экзамен по русскому языку, но молодой человек не обучался в школе, читать и писать не может.
Уехать с востока Украины семья Пастырей вынуждена была около года назад после визита вооруженных активистов «Правого сектора». У матери семейства, Ирины, российское гражданство, у младшего сына тоже, зато у отца и старшего сына Дмитрия — украинское.
«Люди из „Правого сектора“ пришли, сказали, что надо будет паспорт российский порвать и плясать на портрете Путина, если хотим и дальше там оставаться. А потом повестка Диме пришла. Его, инвалида, который без психотропных препаратов мучается страшно, собрались во вторую волну мобилизации на войну забрать. Я тысячу долларов военкому отдала, чтобы оформил временную справку, и сразу поехала с Димой на родину, в Россию, в Кушву», — рассказала NDnews.ru Ирина.
Статус беженца женщина не получила, так как приехала на Урал самостоятельно. В администрации Кушвы Ирине и ее семье выделили старый пустующий дом на окраине. Через пару месяцев приехали муж и младший сын.
«Брали с собой деньги, контейнер скарба. Все отняли на границе, и паспорта украинские порвали. Из вещей, когда приехали, было то, что одето на себе», — рассказал отец семейства.
В первые же месяцы после приезда Ирина Пастырь смогла оформить для сына временную регистрацию и поставить его на учет в местной больнице — дорогостоящие препараты Дмитрий получает бесплатно. Но дальнейший процесс легализации застопорился. Чтобы получить вид на жительство либо гражданство, Дмитрий должен пройти тест по русскому языку. Но в силу своего заболевания на Украине инвалид не закончил ни одного класса, читать и писать он не умеет.
Единственный способ обойтись без экзамена — через суд признать молодого человека недееспособным. Но российский суд не может рассматривать дела в отношении граждан других государств. Получается замкнутый круг, резюмирует Ирина Пастырь. Уже почти год она пытается решить проблему, но в УФМС ей отвечают, что имеет место неувязка в законе, и сделать ничего нельзя.
«Пастырь Дмитрий Иванович не подпадает ни под одну из категорий, освобождающихся от сдачи комплексного тестирования, соответственно, предоставление сертификата является обязательным условием… Учитывая данные обстоятельства, специалистами УФМС России по Свердловской области будет подготовлено обращение в адрес ФМС России с просьбой рассмотреть возможность предоставления вида на жительство Пастырю Дмитрию Ивановичу в индивидуальном порядке», — объяснили ситуацию в региональном управлении ФМС.
Все это время семья переселенцев живет на пенсию Ирины — 8 тысяч рублей, и помощь от неравнодушных соседей. Деньгами и вещами помогают районная школа, и кушвинская церковь. Но без пособия по инвалидности выживать беженцам все тяжелее.