В магазине сети FixPrice с ребенка взяли деньги за разбитую банку
В одном из магазинов сети Fix Price на улице Бажова в пятницу вечером сотрудники заставили ребенка оплатить испорченный товар до его покупки.
Как нам рассказали очевидцы, мальчик в возрасте около 10−11 лет хотел купить стеклянную банку зеленого горошка. Однако, когда он нес ее к кассе, банка выскользнула у него из рук и разбилась. Кассир накричала на ребенка и сказала, что не выпустит его, пока он не оплатит. Мальчик извинился, сказал, что он это сделал нечаянно и что у него денег только на 1 банку, ему надо было купить всего одну. Но кассир сказала, что тогда его не выпустят из магазина. Мальчику пришлось оплатить разбитую банку и уйти ни с чем. Наши читатели задались вопросом, правомерно ли магазин стал требовать с ребенка оплату испорченного товара.
По статье 459 ГК РФ «Переход риска случайной гибели товара», риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю, т. е. до покупки товара. До этого момента все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением товара, лежат на собственнике данного товара, то есть на продавце.
Как говорят юристы, по закону, сотрудники магазина могут только предложить покупателю добровольно в досудебном порядке оплатить испорченный товар. В случае отказа клиента оплачивать, составляется акт о порче товара и далее продавец пытается взыскать все через суд.
На стороне магазина и гражданский кодекс РФ, статья 1064, «Уничтожение или повреждение чужого имущества»: «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, — влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей».
Как сообщает сайт «Технический регламент в РФ» , существует единственный способ заставить покупателя оплатить разбитый им в магазине товар: в судебном порядке магазин должен доказать, что покупатель нанес ущерб умышленно. Однако в большинстве случаев товар может стоять неудобно, банки могут быть скользкими и так далее. Причину найти можно почти всегда. Даже если это дело дойдёт до суда, доказать вину покупателя магазину будет практически невозможно. И обычно в таких случаях суд переходит на сторону покупателя.
Таким образом, по закону выходит, что покупатель виновен, если у него товар просто выпал из рук, если к порче товара привело «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т. п.), если он намеренно разбил тот или иной товар в самом магазине. В этих случаях клиент причинил магазину ущерб по своей вине и обязан его возместить в полном объеме, после оплаты этот товар становится собственностью и он может его забрать домой.
Виновен магазин, если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, если товар расположен на стеллаже неустойчиво, и, взяв одну банку, вы разрушили всю конструкцию; если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар, поскользнувшись; если товар разбился, упав с ленты на кассе. В этих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с клиента возмещения ущерба.
В итоге выходит, что в данной ситуации, с одной стороны, виновен ребенок — он сам не удержал стеклянную банку. Но сделал он это неумышленно, банка была скользкой — это уже вина магазина, плюс мальчик был несовершеннолетним и недееспособным, в результате сотрудники магазина могли вызвать полицию и его родителей, чтобы в дальнейшем разобраться в ситуации с ними, однако удерживать ребенка и заставлять его оплачивать товар они не имели права.