Россияне не хотят платить за капремонт
Россияне негодуют по поводу платы за капремонт. Особенно те, кто живет в новостройке или в свежеотремонтированной многоэтажке — платить обязывают всех. Более 95% населения должны отправить свои деньги в «общий котел», не имея гарантий, что обещанные им работы через 20−30 лет будут выполнены. Только в Свердловской области специально созданный властями фонд намерен получать около 300 миллионов рублей в месяц от жителей. Граждане же совсем не уверены, что программу не свернут или что инфляция не «съест» их деньги, а потому не спешат подписывать договоры и платить деньги. Возможно поэтому вовлекают в договорные условия людей хитростью, почти не оставляя возможности выбора. Неплательщиков же ждут пени и приставы.
В декабре 2014 года жители Свердловской области, которые являются собственниками жилья в многоквартирных домах, получили обновленные квитанции. Теперь в них появилась строчка оплаты за капитальный ремонт. Квитки, в зависимости от управляющей компании или ТСЖ, везде разные — у кого-то это дополнительная строчка со своим штрих-кодом, у кого-то плата за капремонт прописана на обороте квитанции, некоторые УК и ТСЖ запретили прописывать в своих платежках эту строку, ведь они платят расчетным организациям за печать и доставку квитанций до потребителей. Но абсолютно у всех собственников жилья в МКД Свердловской области с ноября появилась обязанность оплачивать минимум по 6 рублей 10 копеек за каждый квадратный метр квартиры в фонд капремонта, отмечает корреспондент «Нового Региона». В других регионах ставки примерно на том же уровне, за некоторыми исключениями. Размер платы определяли власти региона, а обязанность платить на владельцев квартир «повесили» представители федеральных ведомств и законодатели, принявший соответствующие поправки в Жилищный кодекс РФ.
Больше всего повезло тем жильцам, в чьих домах созданы ТСЖ — не зависящие ни от кого, они могли выбрать для накопления своих же денег, предназначенных на капремонт, счет в любом банке. За всех остальных решили власти: деньги россиян должны копиться на счетах, которыми управляет Региональный фонд капитального ремонта. Жалкое подобие права выбора у владельцев квартир, конечно, было. Свердловчане, например, на общих собраниях собственников до августа должны были решить — отдают они деньги в фонд с тем условием, что их хранят на отдельном счете, или сваливают в одну кучу, не особенно разбирая, где чьи. Федеральные власти назвали это «общим котлом». Те, кто не провел собраний, автоматически попадали в тот самый котел. Таких — абсолютное большинство.
По словам пресс-атташе УК «Верх-Исетская» Дарьи Гусаровой, ничтожно малая часть жильцов провела собрания. В свою очередь, депутат заксо Дмитрий Ионин уточнил — в Екатеринбурге собрания провели жители не более 5% всех многоквартирных домов. Движения их денег по отдельному счету еще как-то можно будет отслеживать. Понять же принцип того, как и куда распределяются средства, как на них влияет инфляция, как их можно будет вернуть, если капремонт не потребуется (например, если дом признают ветхим), — обычному потребителю жилищно-коммунальных услуг едва ли под силу.
Все это вызвало массу вопросов у населения — а в отсутствие внятных ответов и недоверие, нежелание платить по счетам. Даже относительно подкованные в законах и платежках потребители ЖКУ засомневались, а стоит ли платить за капремонт? И что будет, если не заключать договор и не рассчитываться по этой строке?
С этими вопросами «Новый Регион» попытался обратиться на горячую линию Регионального фонда капремонтов. Но оказалось, что она попросту не работает. Единственный телефон, указанный на сайте, то не отвечает, то постоянно занят. Связаться с пресс-секретарем конторы, который, судя по официальному порталу фонда, существует, но безымянен и не имеет сотового телефона, также оказалось невозможным. Тогда корреспондент «Нового Региона» отправился непосредственно в офис фонда, но и тут чуть было не потерпел неудачу. Пресс-атташе по имени Людмила, завидев пресс-карту корреспондента агентства и даже не выслушав вопроса, неожиданно засуетилась, потребовала написать письменный запрос, затем телефон главного редактора агентства на бумажке, после чего сообщила, что тотчас же уезжает в Асбест, ей некогда и попыталась сбежать. Остановила истерику подчиненной директор фонда Светлана Баранова, которая, в итоге, и отвечала на вопросы «Нового Региона».
«Санкции к неплательщикам установлены Жилищным кодексом РФ — будут начисляться проценты за неплатежи в размере 1/300 от ставки рефинансирования. Но в этом году начислять пени не будем, потому что пока у жителей мало понимания, как это работает, и начисление штрафов начнется только с января 2015 года, — рассказала директор фонда. — С первой квитанцией всем собственникам пришел договор — это публичная оферта. Оплата по данной квитанции будет считаться заключением договора. Кстати, обязанность заключать договоры лежит не на фонде, а как раз на собственниках, и поэтому человек может его не подписывать физически, т. е. никуда не ходить, не тратить время, а просто совершить первый платеж. Но если кому-то хочется иметь подписанный договор, то у нас уже неделю работает специалист, который этим занимается».
Впрочем, по сути дела, эта бумажка и не нужна, если 51% жителей дома оплатил строку «капремонт» — в этом случае обязанность автоматически ложится и на другого жильца, если даже он не согласен с положениями закона и требованием платы. «Договор заключается по аналогии с договором управления многоквартирным домом — если приняли решение на собрании собственников, если „за“ проголосовала половина жильцов плюс один, то и для вас это решение является обязательным», — пояснила Светлана Баранова.
С неплательщиками будет вестись обычная претензионно-исковая работа, отмечает корреспондент «Нового Региона». Т. е. сначала неплательщика начнут заваливать квитанциями и предупреждениями о необходимости погасить долг, затем передадут вопрос в службу судебных приставов, и уже те начнут выколачивать долги — вплоть до выселения собственника из его же квартиры, продажи жилья с «молотка» и погашения долга и судебных издержек частью вырученных средств.
Вызывает недоумение и то, как законодатель обошелся с неторопливыми собственниками, которые в силу тех или иных причин, не провели собраний и не выбрали отдельный спецсчет — даже если провести его сейчас, решение вступит в силу только через два года, при этом гарантий того, что вся система не порушится, деньги не уйдут в никуда ни сама контора, ни государство, не дают. Так что претензии собственников квартир в новостройках и только что отремонтированных многоэтажках, где ремонты пройдут только через далекие 20−30 лет, вполне обоснованны — вот только платить им, скорее всего, придется все равно. Если только они не проявят удивительную солидарность и не станут заключать договор (или оплачивать выставленные счета) всем домом или хотя бы половиной квартир.
Источники «Нового Региона» утверждают, что пока собираемость платежей в фонд невелика — 50 миллионов рублей из 300 миллионов. Такая сумма, отметим, должна «капать» на счета фонда ежемесячно. То есть в год через фонд должны проходить свыше 3,5 миллиарда рублей. Сумма огромная. Для сравнения: доходная часть бюджета всей Свердловской области составляет 171 миллиард рублей.
По признанию Светланы Барановой, негатив и недоверие у населения пройдет уже к середине следующего года. «Негатива много — в трети муниципалитетов ведь никогда не проводилось капремонтов домов, не собирали на это деньги, в отличие, например, от Екатеринбурга, где деньги собирались в некоторых домах по решению собственников по ставке 5,3 рубля за квадратный метр. Но это недоверие пройдет. Когда в 2015 году они увидят конкретные выполненные работы на домах, психология поменяется. Начало ремонтов намечено на завершение отопительного сезона. Уже сейчас больше тысячи домов обследуют проектировщики, составляют сметы — это продлится до 11 марта, затем, в апреле, начнется поиск подрядчиков. До начала сентября они должны будут выполнить все внутренние работы — по электрике, сетям отопления, работы с кровлей и фасадом можно будет вести до ноября. В середине года, надеюсь, покажем первые отремонтированные дома», — сказала «Новому Региону» руководитель фонда Светлана Баранова.
Единственный вопрос, от ответа на который уклонилась собеседница агентства, это вопрос гарантий. Судя по договору, который рассылают россиянам, граждане, отдающие свои деньги фактически на ремонты чужих домов, никак не застрахованы. Ни от того, что законодатели вдруг передумают и свернут программу; ни от того, что нечистые на руку чиновники прикарманят себе деньги и скроются с ними туда, откуда преступников не экстрадируют; ни от того, что сбережения съест инфляция; ни от того, что когда их деньги уже будут потрачены, другие собственники просто не станут платить, и первые останутся у разбитого корыта.