Суд по делу Маленкина заслушал свидетельства реабилитанток
Сегодня возобновился процесс по делу вице-президента фонда «Город без наркотиков» Евгения Маленкина, обвиняемого по трем статьям Уголовного кодекса РФ. Как передает корреспондент Znak.com, перед началом заседания Маленкин выступил с ходатайством о введении в процесс нового адвоката — Яны Милешевой. Судья это ходатайство удовлетворил. Отметим, прежний адвокат Вадим Дымков продолжит защищать наркоборца.
Сегодня суде продолжили выступать свидетели обвинения — бывшие реабилитантки фонда, расположенного в поселке Сарапулка. Первой в зал пригласили Ольгу Букину — она попала в центр в ноябре 2011 года и провела в нем всего месяц. Девушка рассказала, что в центр ее привез отец.
«Изначально я поехала туда добровольно, не зная, в какие условия меня поместят. Планировала, что проведу там около двух месяцев, но сбежала раньше», — рассказывает девушка. По ее словам, первые две недели девушка провела в карантине — изолированной зарешетченной комнате, откуда свою реабилитацию начинают все наркоманы, попадающие центр. «Выпускали в туалет только четыре раза в день. Руководил центром Игорь Шабалин. За любые проступки нас наказывали приседаниями. Оскорбляли, унижали и так далее», — рассказывает Букина.
Через месяц у девушки сильно заболел живот. Первые два дня сотрудники центра давали ей обезболивающие, а затем вызвали скорую. Оказалось, что у Букиной обострился аппендицит, потребовалась операция. «Вечером вырезали, а утром я убежала, лишь бы не возвращаться обратно в реабилитационный центр», — говорит Букина.
По словам девушки, Маленкина в центре она даже ни разу и не видела, лишь слышала эту фамилию от девушек. «К нему у меня претензий нет», — сказала девушка. Букина призналась, что с момента покидания центра наркотики не употребляет, однако считает, что в центре ей не помогли. «Можно было и в другом месте перекумарить, это было бы лучше», — сказала свидетель.
Следующей давала показания Наталья Показаньева. Она явилась в суд с маленьким ребенком, поэтому попросила журналистов не фотографировать ни ее, ни чадо. По словам девушки, в реабилитационный центр ее сдала мать. «Я раньше кололась винтом, но на этот момент наркотики уже давно не употребляла. Просто я тогда была беременна, и мама решила, что следует меня оградить от любой возможности принимать наркотики», — говорит девушка. По ее словам, в центре ее также поместили в карантин, где продержали 14 дней. «Мне как беременной делались некоторые послабления. Например, кормили меня нормальной едой, такой же, как девушек в бараке, уже прошедших карантин. Остальным же давали кашу на воде, лук и хлеб», — говорит Показаньева.
Как рассказала девушка, иногда к реабилитанткам приходила психолог, но особой помощи она не оказывала. «Даже наоборот. Хуже человека я не встречала! Сядет разговаривать с тобой и ест торт. Там все голодные были вечно. Разве это дело?», — жалуется девушка.
Спустя месяц, девушку увезли на скорой помощи из-за проблем с почками. Больше она в Сарапулку не возвращалась. Показаньева также заявила, что лично к Маленкину никаких претензий не имеет.
Следующий свидетель — мама экс-реабилитантки Кристины Леонтьевой, Виктория. С ней общение проходило по конференц-связи. Дело в том, что Леонтьевы проживают в Подмосковье. Выступить должна была и сама Кристина, однако в настоящий момент она проходит обвиняемой по уголовному делу, причем в суды не является. Даже родная мать не знает, где сейчас находится ее дочь.
Женщина рассказала, что Кристину в реабилитационный центр предложила отправить свекровь. Это было решено на семейном совете. «Она находилась там три месяца, вплоть до завершения деятельности фонда. Сбегала дважды. Один раз позвонила, сказала, что их там избивают и издеваются. Потом ее опять поймали. Прислали видео, где она говорит, что все в порядке», — говорит женщина. Никаких подробностей Кристина ей не рассказывала, поскольку мать с дочерью практически не общаются.
Неожиданно Евгений Маленкин принес свидетелю извинения. «Я прошу прощения. Уверяю, что все, что я делал, я делал с благими целями. Допускаю, что, может быть, некоторые способы были не совсем законными», — сказал Маленкин.
После этого в зал пригласили Елену Мариненко. Она также находилась в центре в последние дни его работы. Мариненко рассказала, что поехать в центр ее уговорили родственники. «Все расписали очень красиво. Мол, там есть массажный кабинет, бассейн и спортивный комплекс, мы будем гулять по лесу и работать с психологами и врачами. Те условия, в которых я оказалась, конечно, не соответствовали описанию. Первое, что я увидела в комнате карантина — девушку, которая сидела на кровати, прикованная наручниками. У нее была разбита щека», — говорит Мариненко. Отношение сотрудников центра к реабилитанткам девушка считает возмутительным. «Однажды нам с улыбочкой сказали: «Мы еще чего-нибудь придумаем. Например, в жару оденем вам в овечьи шкуры, будете тут бегать, как скот», — рассказывает девушка.
После ее выступления Маленкин вновь попросил у нее прощения, заверив, что направлено все было лишь на избавление ее от наркотической зависимости. Впрочем, девушка заявила, что к нахождению в центре отнеслась как к небольшому приключению. «Никакого физического, либо морального вреда мне не причинили. Однако пользы тоже никакой не было», — сказала Мариненко.
Последней в зал пригласили бывшую реабилитантку Лилию Сидикову. Она провела в центре почти полгода — с июля по декабрь 2011 года. Она дала аналогичные показания, заявив, что не желала находиться в центре с первого дня. Ей удалось сбежать под Новый год, когда ее повезли в больницу — у девушки имеется ряд серьезных заболеваний, поэтому периодически ее возили к врачам. Маленкин принес свои извинения и ей.
Всего по делу Маленкина проходят 70 свидетелей обвинения, большая часть из которых бывшие реабилитантки фонда, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью. Порой даже возникает проблема доставить их в суд. Показания в основном дают те, кто сейчас находится в местах лишения свободы, как уже выступившие на суде из-за решетки Татьяна Плис или Дарья Гладкова.
Евгений Маленкин обвиняется по статье 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для незаконного сбора информации»), пункта «г» части 5 статьи 228.1 УК РФ («Незаконный сбыт наркотиков, совершенный группой лиц, в особо крупном размере»). Кроме того, Маленкин обвиняется по шести эпизодам по части 3 статьи 33 УК РФ, части 1 статьи 127 УК РФ («Организация незаконного лишения свободы, не связанная с похищением»).
Все обвинения против Маленкина строятся на показаниях наркоманок, наркоторговцев и полицейских.
Маленкин был задержан в ноябре 2013 года. Сам он неоднократно заявлял, что обвинения против него сфабрикованы. Причем, что касается дела о незаконном удержании реабилитанток, то по тем же самым эпизодам был осужден сотрудник фонда Игорь Шабалин, и в приговоре фамилию Маленкина исключили из текста. Маленкина изначально пытались привлечь как соучастника, однако теперь следствие квалифицирует его как организатора.
Следующее заседание суда — завтра в 10.30.