Рост цен на хлеб на Урале сдерживают торговые сети
Резкое повышение цен на муку и зерно, произошедшее за последние полтора месяца, усугубило и без того плачевное положение большинства производителей хлебобулочных изделий в Свердловской области. Начиная с 2010 года, они работают на грани рентабельности, выживая только за счет повсеместной экономии, в том числе на зарплате своих сотрудников. Сегодня, по словам экспертов, у предприятий есть только два пути — повышать цены на свою продукцию или закрываться.
В Свердловской области цена одного килограмма муки за последние полтора месяца выросла в среднем на три рубля и, по ощущениям производителей хлебобулочных изделий, это не предел.
«Урожай был нормальный, поэтому никто не понимает, отчего цены растут. Конечно, есть сезонные колебания цен. Например, во время посевной кампании — с конца апреля по конец мая — стоимость зерна и муки поднимается примерно на 10%. Потом обычно идет резкое снижение — надо реализовать остатки, чтобы освободить склады для нового урожая.
Однако в этом году традиционного снижения не произошло, хотя уже озимые готовятся собирать. В 2010 году была похожая ситуация, но тогда зерно выросло в цене меньше, чем мука. Сегодня обратная ситуация. Мы надеемся, что рост цен на муку и зерно остановится, но, по ощущениям, это сохраняющийся тренд, и стоимость этих продуктов будет повышаться", — рассказал директор пекарни «На Вишневой» Анатолий Павлов.
Стоит отметить, что цены на зерно повышаются не только в нашей области. Это в целом мировая тенденция. Эксперты не исключают, что это связано с нестабильной ситуацией на Украине, потому как эта страна является одним из серьезных игроков на зерновом рынке.
Рост цен на муку ряд экспертов связывают с тем, что в области остался всего один мукомольный завод, который не может удовлетворить потребность всех производителей хлеба в этом продукте.
Еще недавно в нашем регионе было три основных производителя муки — Первомайский, Екатеринбургский и Нижнетагильский комбинаты. Последние два сегодня прекратили свою деятельность. Так, например, на Нижнетагильском комбинате было очень старое оборудование, требовалась серьезная реконструкция предприятия, а это очень дорого. Поэтому собственники решили, что проще закрыть предприятие, что они и сделали.
В области возможна вторая волна банкротств хлебозаводов
По словам руководителя одного из крупных хлебозаводов Свердловской области, в тяжелой сложившейся ситуации у многих предприятий области есть только два варианта — закрываться, распускать людей и банкротиться либо поднимать цены на продукцию. В прошлый раз с таким непростым выбором хлебопеки столкнулись в 2010 году. Именно тогда можно было наблюдать волну массового закрытия предприятий.
Тем же, кто остался на плаву, месяцами приходилось работать в минус. Часть производителей спаслась кредитами, которые до сих пор приходится гасить. Некоторые предприятия искусственно обанкротились и начали работать по новой, тем самым «кинув» каждого из своих поставщиков в среднем на 30 млн. рублей.
На последнем собрании производителей хлебобулочных изделий руководители многих крупных бюджетных предприятий области напрямую заявили, что массовый выпуск социально-формового хлеба — это убыточное дело. Закладываемая и без того небольшая прибыль с данной продукции теперь съедается повышением цен на муку.
«Судя по квартальному отчету, многие предприятия области находятся в плачевном состоянии. Особенно это касается небольших заводов, которые сегодня выживают только за счет строжайшей экономии на всем, в том числе заработной плате сотрудников. Крупные предприятия стараются компенсировать свои убытки от соцхлеба производством, например, батона, пряников, булочек», — рассказывает источник JustMedia.
В сложившейся ситуации, по словам Анатолия Павлова, побеждать будут лишь те предприятия, руководители которых будут правильно управлять издержками и выстраивает инвсетполитику.
Рост цен на хлеб сдерживают торговые сети
По словам производителей, жесткой позиции губернатора в отношении сдерживания роста цен на хлеб, как это было еще 3-4 года назад, нет. На сегодняшний день в данной сфере главенствует рыночный, а не социалистический подход. Однако сегодня поднять цены производителям хлеба не дают уже торговые сети.
«Производители хлеба договаривались с сетями на определенную отпускную стоимость, и повышать им ее никто не даст. Тем более что сегодня в стране продолжается кризис. Поэтому я не думаю, что потребителям стоит ждать значительного повышения цен на этот первоочередной продукт», — говорит Вячеслав Вегнер.
Его слова подтверждает и Анатолий Павлов: «По моим данным, ни одно из предприятий не заявило о повышении цен на свою продукцию. Может быть, кто-то потихоньку это решит сделать, но торговля этого не поймет».
По словам другого источника JustMedia, проблема невозможности повышения цен кроется больше не только в предварительных договорах, а в высоком уровне конкуренции, которым обязательно воспользуются торговые сети.
«Мука выросла в цене на пару рублей. С 1 июля еще и коммунальные услуги подорожают. Поэтому, чтобы выжить, предприятиям просто необходимо повысить цены на хлеб примерно на 2-3 рубля. Но торговым сетям это не нужно, поэтому они начнут сталкивать производителей лбами. Все боятся, что одна сеть или многие из них скажут производителям: «Не дадите вы такую цену, даст кто-нибудь другой», — говорит источник JustMedia.
Среднюю себестоимость хлеба точно назвать из экспертов никто не смог. По их словам, у каждого предприятия она разная и зависит от многих показателей: размера предприятия, объема выпускаемой продукции, оборудования (ручное или автоматическое), стоимости закупаемого сырья и, естественно, вида хлеба.
Например, по словам Вячеслава Вегнера, сегодня на рынке нет понятия «социальный хлеб». Это некая уловка тех же продавцов хлеба, которые, чтобы удешевить свой продукт, делают его из смешанной валки. В такой продукт добавляют муку 1-2 сорта, цена которой меньше муки высшего сорта.
«Раньше стоимость самого дешевого хлеба можно было рассчитать, умножив стоимость зерна на 2,5. Сейчас этот расчет далек от истины», — добавил Анатолий Павлов.