Железнодорожному вокзалу Екатеринбурга исполнилось 100 лет
В начале ХХ века проектирование и строительство нового железнодорожного вокзала в Екатеринбурге было обусловлено резко увеличившимся потоком пассажиров по Транссибирской магистрали. Старый вокзал (ныне музей СвЖД) уже не мог справляться с нагрузкой. По замыслу архитектора Константина Бабыкина, вокзал должен был подчеркнуть растущую промышленную мощь Урала и его центра — Екатеринбурга.
Официальное открытие нового железнодорожного вокзала состоялось в июне 1914 года. Здание в модернистско-функциональном стиле было простым и строгим, но при этом представляло собой сложное в инженерном отношении сооружение. Поскольку станционные пути проходили по насыпи, был проложен тоннель. Со стороны привокзальной площади здание имело высокий этаж, а со стороны перрона — два низких.
Первая реконструкция железнодорожного вокзала была связана со значительным ростом населения Свердловска в 20-х годах прошлого столетия и резким увеличением пассажиропотока. В конце 30-х годов здание было надстроено вторым этажом, украшено колоннадой, приобрело величественный, монументальный облик в стиле неоклассики и стало соответствовать понятию «ворота города».
В 1961—1962 гг. вокзал был расширен за счёт двух пристроек с арочными проходами, был удлинен пешеходный тоннель, а в 1995 году в соответствии с проектом развития станции Свердловск-Пассажирский с западной стороны действующего вокзала достроено третье здание.
В 1997 году было принято решение о капитальном ремонте, позволяющем сохранить исторически сложившийся облик вокзального комплекса. Рационально-планировочные решения позволили увеличить площадь залов ожидания в 1,5 раза, а использование современных строительных технологий — создать неповторимый архитектурно-художественный ансамбль. В отделке залов и центральной лестницы были использованы традиционные уральские материалы: змеевик, гранит, различные виды мрамора. Своды вокзала украшены фресками с историческими сюжетами о становлении и развитии Урала.
Сейчас железнодорожный вокзал Екатеринбурга — это крупнейший вокзал Уральского региона, его площадь более 20 тыс. кв. метров. Весь вокзальный комплекс может одновременно вместить более 5 тысяч человек и ежесуточно обслуживать до 50 тысяч пассажиров на семи направлениях.
Торжественные мероприятия, посвященные 100-летнему юбилею, пройдут на вокзале 6 июня. Под звуки оркестра и звон старинного станционного колокола, как и 100 лет назад, на первую платформу прибудет паровоз — единственный сохранившийся на Свердловской магистрали. Здесь же, на перроне, состоится праздничный концерт. Праздничный ретро-поезд с паровозом прибывает на первую платформу 6 июня в 13.00 по местному времени. СвЖД приглашает всех желающих принять участие в акции «Фотографировать на вокзалах разрешается» и сделать на память снимки одного из самых красивых и старинных вокзалов России.