ФСБ сообщила, что хочет знать об интернет-пользователях
Роскомнадзор и ФСБ подготовили проекты подзаконных актов, разъясняющие, какую информацию должны будут хранить интернет-компании о своих пользователях и какие сайты будут обязаны регистрироваться в Роскомнадзоре, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на участников рабочей группы при Минкомсвязи.
Как пишет издание, из регламента ФСБ, впервые расписанного ведомством, следует, что правоохранительным органам нужна практически вся информация о действиях пользователя в сети.
«Это идентификатор пользователя (логин), все адреса электронной почты (как основной, так и той, что используется для переадресации), список всех его контактов, категории контактов (друзья, подписчики), количество и объем полученных и переданных пользователем сообщений, все изменения в аккаунте и попытки его удаления», — пишет газета.
Кроме того, продолжают «Ведомости», делиться со спецслужбами надо будет и данными о том, когда и какие именно страницы соцсетей, интернет-форумов, блогхостингов посещают пользователи. Государство также интересуют названия устройств, с которых выходит в интернет пользователь, и какие программы и DNS-серверы при этом использует.
По мнению спецслужб, им также необходим доступ к данным о платных услугах, которые пользователи приобретают у интернет-компаний, включая сумму и название платежной системы. Однако на продажу товаров через интернет эта норма не распространяется.
В то же время издание подчеркивает, что компании не обязаны хранить и делиться содержанием переписки, постов, комментариев и других сообщений пользователя.
В регламенте допускается ситуация, в которой интернет-компания может избежать необходимости хранить данные, тогда она будет обязана предоставить спецслужбам полный доступ к своему сервису на постоянной основе. Таким образом, правоохранители должны сами собирать и хранить данные за последние шесть месяцев.
Также, как рассказал «Ведомостям» представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский, Роскомнадзор разработал документы о порядке уведомления ведомства о начале деятельности в сети и о ведении реестра блогеров и интернет-компаний, о взаимодействии ведомства с организатором распространения информации. Кроме того, ведомство предложило категории сайтов, которые не должны подпадать под новые нормы.
По словам В. Ампелонского, под новые нормы не подпадают образовательные, научные ресурсы, сайты о культуре и т. п.
Подпадают же под это определение социальные сети — Facebook, Twitter, «В контакте» и другие, а также блогхостинги, форумы, сообщил ранее «Ведомостям» председатель комитета Госдумы по информационной политике Алексей Митрофанов.
Однако, по словам гендиректора Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергея Плуготаренко, интернет-компаниям удалось добиться, чтобы регистрация в Роскомнадзоре была добровольной. Компании могут выбрать — регистрироваться сразу или только после получения запроса от правоохранительных органов.
Газета напоминает, что с 1 августа в России начнет действовать «антитеррористический» пакет поправок в законодательство. В настоящий момент по закону компании обязаны предоставлять данные о личности пользователя и его активности в сети только по решению суда. Однако прокуратура довольно часто напрямую обращается с подобными запросами к сервисам, и часть компаний на них отвечает.
В свою очередь, получить комментарии ФСБ «Ведомостям» не удалось.
«Мы изучаем закон и пока не готовы комментировать технические детали», — заявила накануне представитель Google Светлана Анурова. Представитель «Яндекса» сообщил, что компания будет соблюдать законодательство. Представитель Mail.ru Group (управляет соцсетями «Одноклассники» и «В контакте») отказался от комментариев изданию.