Журналисты насчитали шесть трюков официантов ради чаевых
В Вашингтоне и Нью-Йорке открывается все больше заведений, в которых посетителям не нужно терзаться мыслью, какую сумму накинуть к счету: официанты вообще не берут «на чай». «Защитники старой традиции утверждают, что чаевые стимулируют официантов на хорошее обслуживание. Однако годы исследований показали: на самом деле посетители вознаграждают то, что не имеет прямого отношения к обслуживанию», — пишет журналистка New Republic Элис Робб и приводит шесть факторов, побуждающих оставлять щедрые чаевые.
Прикосновение к клиенту
В 1984 году исследователи Эйприл Круско и Кристофер Ветцель провели эксперимент, попросив официанток двух ресторанов в штате Миссисипи разделить посетителей на три группы: до одних они вообще не дотрагивались, других один раз трогали за плечо, с третьими дважды соприкасались ладонями. Выяснилось, что тактильный контакт влияет на размер чаевых: посетители из первой группы оставляли официанткам 12% от счета, второй — 14%, а третьей — 17%.
Волосы оттенка блонд
Майкл Линн обнаружил, что официантки-блондинки получали больше чаевых, чем их коллеги с любым другим цветом волос.
Смайлик на счете — только для женщин
В 1995 году психолог Брюс Ринд и маркетолог Прашант Бордиа попросили официанта и официантку ресторана в Филадельфии рисовать смайлики на счетах. В результате средний размер чаевых официантки увеличивался с 28% до 33%, а у ее коллеги, наоборот, снижался с 21 до 18%. «Ринд и Бордиа предположили, что клиенты считали смайлики, нарисованные женщинами, милыми, а нарисованные мужчинами — проявлением женственности», — отмечает автор статьи.
Украшение в волосах
Исследование 1980 года показало, что посетители более щедро вознаграждают официанток с цветком в волосах. В 2012 году Николя Гюген и Селин Жакоб решили развить эту тему и выяснить, влияет ли на размер чаевых тип украшения (они проводили исследование во Франции, где чаевые — редкость). Выяснилось, что мужчины оставляли «на чай» официанткам с украшениями в волосах в 41,2% случаев, без украшений — в 30,9%. В отношении женщин эффект аксессуаров оказался еще сильнее — 40,5% и 26,4% соответственно. «Тип украшения существенной роли не играл», — добавляет журналистка.
Прием заказа в особой позе
Майкл Линн обнаружил, что официанты, которые принимают заказ в полусогнутом положении, получают на 20-25% чаевых больше, чем продолжающие горделиво стоять. «Линн предполагает, что такая поза упрощает визуальный контакт и увеличивает чувство „слаженности“ между посетителем и официантом», — говорится в статье.
Одежда красного цвета
В 2012 году Гюген и Жакоб попросили 11 официанток пяти французских ресторанов надеть блузки разных цветов: черного, белого, зеленого, желтого, синего и красного. Во всех случаях мужчины оставляли больше чаевых официанткам в красных блузках, сообщает журналистка.