Россиян ждет магазинная катастрофа
На пресс-конференции, приуроченной ко Всемирному дню защиты прав потребителей, председатель Союза потребителей России Петр Шелищ привел неутешительные данные: «Когда читаешь Закон о защите прав потребителей — если бы это исполнялось, была бы у наших граждан совсем другая жизнь. Увы! Органы Роспортребнадзора проверили 30 тысяч тонн мяса и выявили 5% непригодного к употреблению, по цельномолочной и рыбной продукции — 4%, по кондитерской — 6%». В Союзе потребителей подсчитали, что всего «несъедобной еды» россияне съедают в год минимум на 150 млрд рублей. «Никто их нам не возместит. Мы все это купили и съели», — переживает Шелищ. А главное, «никто не озаботился, почему производится такая продукция, и не принял мер, чтобы это все это дальше не происходило».
Самая плачевная ситуация — со сливочным маслом. По данным петербургской организации «Общественный контроль» (несколько лет организация закупала сливочное масло в магазинах и отдавала его на экспертизу), в 2010 г. 40% продукции, на которой было написано «сливочное масло», не соответствовало названию, в 2011 — уже 50%, в 2012 — больше 60%.
«В Госдуме лежит законопроект по кардинальному ужесточению административных санкций за нарушение прав потребителей — штрафы за производство и реализацию продукции, не соответствующей нормам, а также за обман потребителя по новому закону составят от семи до 10 тысяч рублей для физических лиц, для юридических — от 100 до 300 тысяч. Однако от правительства был получен отзыв, с которым этот законопроект пройти в Думе не сможет. Так и лежит, что с нашей точки зрения неправильно и печально», — констатировал Шелищ.
В ходе опросов Союза потребителей выяснилось, что каждого россиянина «дурят», подсовывая негодные товары и услуги, в среднем три раза в год. Ежегодно в Союз потребителей поступает 400 тыс. жалоб, в Роспотребнадзор — 280 тыс., и около 300 тыс. исков рассматривается в суде.
Сейчас, в связи с финансовым кризисом, в Союзе потребителей ожидают резкого ухудшения и без того неблагоприятной ситуации с качеством товаров: из-за роста цен производители будут использовать самое дешевое сырье, упрощать технологии, лишь бы только удержаться на плаву. «И за это все заплатим мы с вами», — предостерег Шелищ.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин отдельно остановился на злободневной проблеме — обвале рубля. «У нас из-за обвала рубля недорешенная проблема с обменными пунктами вышла в топ, — говорит Янин. — Люди в панике бегут менять деньги в криминальные обменные пункты, которые называются сейчас „операционная касса“. К сожалению, практически все обменные пункты используют ту или иную схему манипуляции с курсом. Или, например, курс выдерживается, но берется комиссия, которая может достигать до 10%».
Янин напомнил, что несколько лет назад Банк России инициировал компанию по закрытию такого рода обменных пунктов, однако в итоге эта компания была провалена, считает эксперт: «По всей Москве недостоверная реклама, обман потребителя. Если вы еще не избавились от рублей — не меняйте деньги в операционных кассах, где рискуете стать жертвой мошенников. Меняйте деньги в офисах банков. К сожалению, прогнозы по инфляции очень негативные».