Свердловчан за курение будут штрафовать несколько ведомств
Свердловчан за курение в общественных местах и рекламу табака будут штрафовать представители сразу нескольких инстанций, — передает корреспондент АПИ. По крайней мере на восемь организаций возложены такие полномочия.
Напомним, с 1 июня 2013 года в России вступил в силу так называемый «антитабачный» закон, однако поправки, предусматривающие штрафы, начали действовать только 15 ноября. Таким образом, с сегодняшнего дня за курение в общественных местах придется заплатить от 500 до 1500 рублей, за курение на детской площадке — до 3 тысяч рублей. За продажу табака несовершеннолетним граждане будут обязаны платить штраф от 3 до 5 тысяч рублей, должностные лица — от 30 до 50 тысяч рублей, юридические лица — от 100 до 150 тысяч рублей. Отдельные санкции вводятся за рекламу табака: организации могут оштрафовать на сумму до 600 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей — от 10 до 25 тысяч рублей.
В Свердловской области привлечь граждан к административной ответственности смогут полицейские, санврачи, транспортники, представители региональных МЧС, роскомнадзора, ГЖИ, ФАС, и управления по надзору и контролю в сфере образования профильного министерства.
Между тем, с самого начала обсуждения «антитабачного» закона было непонятно, кто и как должен будет контролировать соблюдение всех правил. Сейчас понятнее не стало. Несмотря на то, что есть список инстанций, скорее всего, получится как в пословице: при двух кормчих корабль тонет.
Некоторые представители МВД уже поспешили «откреститься» от новых обязанностей. В частности, как пишет РБК, накануне руководитель главного управления МВД по Москве Анатолий Якунин заявил, что полиция должна стать «последним рубежом в борьбе с курильщиками», а в первую очередь с ними должен бороться роспотребнадзор. Впрочем, в пресс-службе свердловского полицейского главка говорят, что и раньше старались делать замечания при виде курящих в общественных местах, а теперь есть возможность составить протокол прямо на месте при наличии документов у гражданина, а если таковых нет, то курильщика привезут в отделение. То есть, по сути, полицейские будут заниматься этим при случае, если кто-то попадется на глаза.
Роспотребнадзор, на который ссылается руководитель главного управления МВД по Москве, тоже не собирается заниматься курильщиками отдельно.
«Мы — не оперативная служба. У нас есть график проверок, бывают внеплановые проверки. Когда специалисты выходят на объект, они смотрят за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, теперь в ходе проверок будут обращать внимание и на соблюдение закона „Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака“, а также последних поправок», — рассказали АПИ в пресс-службе управления роспотребнадзора по Свердловской области.
К разряду оперативных служб, кроме полиции, можно отнести ГУ МЧС России по Свердловской области. Однако там также вряд ли посчитают борьбу с курильщиками приоритетной задачей.
Разумно предположить, что региональное управление ГЖИ, уральское управление государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта, управление роскомнадзора по УрФО, управление по надзору и контролю в сфере образования министерства общего и профессионального образования Свердловской области, а также областное управление ФАС тоже, в основном, будут осуществлять только плановые проверки.
Еще одним вариантом контроля за соблюдением новых правил могут стать жалобы граждан. Теперь любой житель может смело «сдать» своего соседа, который постоянно дымит на лестничной клетке, или пожаловаться на подростков, курящих на детской площадке. Обратиться можно в любую инстанцию. Будет ли кто-то тратить на это свое личное время, и насколько это будет эффективно, даже если жалоба дойдет до адресата, — покажет время.
В России также уже были попытки создания различных общественных движений, отрядов, следящих за соблюдением «антитабачного» закона, однако пока они не имеют какого-то официального статуса, штрафовать не имеют права, а замечания можно делать бесконечно. В общем, закон есть, поправки тоже, но до сих пор не понятно, как именно все это будет работать.