Якоб озвучил планы: метро строить, хрущевки сносить
Администрация Екатеринбурга озабочена судьбой хрущевок и старых панельных домов. Этот вопрос был поднят, в частности, на встрече главы города Александра Якоба с журналистами в гостиной газеты «Уральский рабочий». Представители СМИ поинтересовались, есть ли у администрации какие-то планы по реконструкции стареющих построенных в 70-80-х годах прошлого века панельных домов и хрущевок.
«Планов, которые приняты, нет, — сообщил Якоб. — А обсуждается эта проблема достаточно давно. Вы помните, на Белореченской, 13 был опыт «реабилитации» такого дома. Опыт не очень удачный, но тем не менее любой будет полезен. Есть понимание, что надо что-то делать с панельными хрущёвками. Кирпичные, при наличии хорошего фундамента, простоят ещё долго, а вот с панельными… Нужно также иметь программу, потому что мало просто сказать застройщику: заходи, расселяй, сноси, строй — у него «экономика не сложится».
Даже в том случае, если он будет уплотнять застройку и строить не 5 этажей, а, к примеру, 12. Надо делать подземные парковки, а это большие затраты. Магистральные сети, которые к району, к микрорайону подходят, там есть, но внутриквартальные сети нужно будет все перекладывать. Нужно будет построить новые насосные станции для водопровода и канализации, нужно будет построить либо индивидуальный тепловой пункт, либо на группу домов. Это большие затраты сегодня. Если бы экономика там срасталась, то застройщики бы этим уже давно занялись. Они очень чётко отслеживают свои планы развития".
Также представителям СМИ был интересен вопрос о том, какой все-таки будет судьба метро: «Александр Эдмундович, вы подписали постановление о строительстве метрополитена. Думаете, сумеем, сможем?»
«Сможем, если вместе. В планах развития города метро всегда присутствовало, с советских времён. Три линии метрополитена как были в Генеральном плане, так и остаются. Понятна вторая линия метрополитена и понятен первый пусковой этап второй линии метрополитена — это пока 4 станции, от «Металлургической» до пересадочной «Площади 1905 года». Хотя если ЭКСПО получим, то там ещё дополнительно две станции должны уйти дальше, к ЭКСПО-парку. Но проектирование ведётся пока только 4 станций. В городском бюджете на само строительство денег нет и, судя по кривой, которая растёт в межбюджетных трансфертах, не будет. Поэтому чтобы начинать строить такой объект, не имея финансирования, надо быть большим авантюристом. Я себя к этой категории не отношу.
В идеале должна быть федеральная целевая программа, где будет понятна доля финансирования Федерацией, где будет доля субъекта Российской Федерации и доля Екатеринбурга. Тогда и можно будет строить планы, скажем условно, на ближайшие 5 лет. Потому что строить 30 лет метрополитен (я имею в виду строительство первой линии) — это позорный рекорд. Хотя и закономерный: в стране шла смена политической ситуации, смена государственного уклада, экономического курса. Много факторов наложилось… Но сейчас мы не можем себе позволять закапывать огромные деньги и не получать эффекта, не перевозить людей. Поэтому нужна программа. А если мы сделаем шахту и туда запустим проходчиков вместе с горнопроходческим оборудованием, это огромные затраты, это зарплата, это люди, которые туда зашли, и они будут требовать: дай работу! Это дело очень ответственное. Поэтому я говорю, что не авантюрист, и пока не будет источников финансирования, начинать нельзя".
Также Якоб рассказал журналистам, что пока не знает, поедет ли он на голосование по месту проведения выставки ЭКСПО-2020, которое состоится 27 ноября в Париже: «Я включён в состав делегации. Поеду или нет, пока не знаю. Собираюсь поехать. Я был на всех сессиях, заседаниях Ассамблей Международного бюро выставок. Очень надеюсь на мудрое решение делегатов МБВ. Сложно, находясь в Екатеринбурге и обладая теми источниками информации, которые нам доступны, давать какие-то оценки. Безусловно, во многом это будет решение международной политики. Но в любом случае Екатеринбург очень продвинулся как город, как бренд, как место, где возможно проведение такого события. В любом случае уже есть положительные эффекты. Тем не менее? я не оставляю надежды, что Россия, а тут больше следует говорить, что именно Россия, вполне может победить. По ощущениям: достаточно высокие шансы имеют Дубай и Екатеринбург.
Я рассуждаю так: главное — что заложено в принципах работы Международного бюро выставок, какая идеология. Если в принципах заложено создавать мировые центры развития — ну, тогда мы более приоритетны, чем Дубай, потому что там уже всё есть. Куда ещё развиваться? Ещё одну башню построить? Экономика там в порядке. Усиливать? Не знаю, нужно ли это мировому сообществу? А вот в России никогда не было Всемирной универсальной выставки. Уже более полутора веков Россия, Советский Союз в разные периоды принимают участие в ЭКСПО, но в России выставки не было ни разу. Москва два раза «пролетала». Поэтому создать мировую точку развития было бы правильно в Екатеринбурге. Отдать приоритет России как активному участнику ЭКСПО на протяжении полутора веков — тоже правильно. Естественно, что я рассуждаю как россиянин и патриот своего города".