Россияне будут платить за свет и тепло по европейским ценам
За экономическую стагнацию и кризис в России будет расплачиваться население, определили в Минэкономразвития, составив новый план роста тарифов ЖКХ. По замыслу МЭРТ с 2017 года тарифы для населения на газ, электроэнергию, тепло и железнодорожные перевозки должны расти, опережая инфляцию на треть — пока не сравнятся с европейскими ставками. Тем временем Москва бесплатно строит ГРЭС в азиатских республиках. «Газпром» снижает объем добычи на Ямале, хотя монополия так и не смогла вывести Бованенковское месторождение на запланированную мощность. А РЖД осваивает в собственных проектах средства Пенсионного фонда, после чего члены правительства сообщают, что часть населения не дождется пенсий.
Минэкономразвития пообещало с 2017 года ускорить рост тарифов для населения на газ, электроэнергию, тепло и наземные перевозки. В планах министерства через три года индексировать газовые тарифы на рост инфляции плюс 20%. В форсированном сценарии индексация будет проходить до тех пор, пока внутренние цены не достигнут 70% от цены экспорта за вычетом пошлин и стоимости транспортировки. После того как внутренние цены достигнут этого показателя, они должны быть связаны с динамикой мировых цен. Снижения вообще не предусмотрено, пишет «Коммерсант».
Тарифы на электроэнергию вырастут на размер инфляции плюс 30%.
Рост тарифов на тепло МЭРТ также предлагает установить на уровне выше инфляции: тариф на тепло в России будет индексироваться в 2016—2020 годах в среднем на 5%-5,9% в год.
Тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки в 2017—2020 годах в Минэкономразвития предложили индексировать на 10% по сравнению с инфляцией за предшествующий год. Тарифы на грузовые перевозки по железной дороге предлагается увеличивать на 10-15% по сравнению со средней инфляцией за год, и то в случае ускоренного развития экономики в 2015—2020 годах. Впрочем, правительственные прогнозы не отличаются оптимизмом, и можно считать, что обнародованные цифры — самый нижний предел роста тарифов на услуги РЖД.
Отметим, что еще два года назад, накануне выборов госмонополии выторговали себе право на безграничный рост тарифов, а глава РЖД Владимир Якунин пожелал включить Пенсионный фонд РФ в уставной капитал его компании. Представители госмонополий откровенно признались, а Владимир Путин (тогда — в роли главы правительства) подтвердил, что внутренняя инфраструктура госкомпаний, будь то газопроводы или железные дороги, строятся на деньги налогоплательщиков. А сверхприбыль от экспортных операций — «внутреннее дело компаний». Основным аргументом монополий в борьбе за рост тарифов было заявление, что без этого невозможно обслуживание существующей инфраструктуры и строительство новых объектов.
Последующие годы, а особенно 2013-й, показали, что на деле госмонополии стремятся покрыть за счет населения экспортные убытки. В 2013 году США впервые за десятилетия обогнали РФ по объему добытого газа. «Газпром» так и не смог вывести Бованенковское месторождение (ЯНАО) на запланированные мощности. Более того, на ближайшие несколько лет «Газпром» сократил в полтора-два раза план по добыче газа.
Относительно РЖД так и не было достоверно известно, получил ли Якунин доступ к «пенсионным» деньгам. Однако осенью этого года в ПРФ обнаружился дефицит средств на текущие выплаты. В начале октября правительство «обрадовало» население известием о том, что пенсионные накопления за 2014 год будут будут конфискованы и направлены на выплату пенсионерам сейчас. Затем стало известно, что до четверти работающих сейчас граждан не получат пенсии, потому что не смогут набрать необходимые «проходные баллы». Зато пенсии смогут получить гастарбайтеры.
Электроэнергетика отметилась в этом году слиянием с внешней политикой и удивительной благотворительностью для среднеазиатских республик. Например, Россия построила для Таджикистана Сангтудинскую ГЭС-1, а в этом году списала долг Душанбе в 66 миллионов долларов за электроэнергию. Более того, Москва обязалась построить еще несколько малых и средних ГЭС на реках Таджикистана. Все это стало ценой за продление Душанбе аренды 201-й российской военной базы.
Впрочем, российские экономисты уверены, что энергомонополии могут позволить себе «политическую благотворительность» и у них нет оснований для повышения тарифов. Кроме того, энергетики получают дополнительные доходы из-за отмены «зимнего времени». Манипуляции с часами заставляют население больше расходовать электроэнергию: «Потребление электричества в стране оптимизируется последние лет 5-6, динамика тут есть, и неплохая, поэтому наращивать тарифы как минимум нелепо. Для государства, в котором есть прекрасные мощности, не используемые в полном объеме, это странное решение, которое может привести к росту социальной напряженности. Плюс ко всему — мы живем теперь в постоянно летнем времени, где рано темнеет зимой и соответственно поздно светает — потребление электричества большую часть года выше среднего, и это необходимость. Кроме того, нет никакой гарантии, что повышение тарифа будет разовым — если оно будет одобрено, это будет постоянным бременем».