Свердловчан ждет урезание социальных гарантий и рост налогов
Свердловский бюджет 2014 года с большой долей вероятности может стать кризисным. Причиной всему — появившиеся на днях рекомендации Министерства финансов России, призывающие регионы в прямом смысле экономить на «социалке» и увеличивать ставки по региональным налогам. В Свердловской области под «нож» могут попасть многочисленные выплаты по льготам. Но другого выхода нет, разводят руками финансисты — без выполнения рекомендаций Москвы о федеральных субсидиях можно забыть.
В начале своего доклада министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко напомнила, что проект бюджета на ближайшую «трехлетку» формировался при консервативном подходе, который предполагает сохранение стагнации в экономике. С учетом этого, прогноз доходов консолидированного бюджета Свердловской области на 2014 год составляет 197,2 млрд рублей, доход областного бюджета 150,4 млрд рублей. В обоих случаях в законопроект заложен рост доходов на несколько процентов по сравнению с текущим годом.
Несколько депутатов такой прогноз сочли уж слишком оптимистичным. «У нас на сегодня отрицательная динамика поступления налогов в бюджет. За 9 месяцев текущего года собрано около 71 миллиарда рублей при плане 135 миллиардов. Как бы нам не пришлось опять пересматривать бюджет на 2013 год. Почему вы считаете, что в следующем году ситуация может измениться?», — обратился с вопросом Лев Ковпак.
«Конечно, опасения существуют, что прогноз по доходам не сбудется. Но в проекте изначально заложен пессимистичный прогноз, — не согласилась Галина Кулаченко. — Мы все же надеемся на налогоплательщиков, и просчитываем, что возвратов не будет. Если вы сомневаетесь, давайте обсудим прогноз по доходам более детально».
Бюджетные расходы в 2014 году планируются в сумме 192 миллиарда рублей. По словам главы областного минфина, структура расходов не поменяется, и более 70% средств пойдут на социальную сферу. Львиная доля затрат придется на образование — около 25% всех расходов, далее следуют расходы на здравоохранение и соцполитику.
Кроме того, в 2014 году Свердловская область полностью переходит на программный бюджет, то есть 98% расходов будут приходиться на финансирование по госпрограммам. Галина Кулаченко уточнила, что целевые областные программы становятся частью государственных программ, и, следовательно, все взятые обязательства областью будут учитываться в них.
Тем не менее, такой подход также вызвал вопросы. Так, вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский предложил провести утверждение госпрограмм до утверждения бюджета. «Получается, что депутаты не участвуют в составлении перечня объектов, на которые идет областное финансирование, а это не совсем правильно», — заметил он. В ответ председатель комитета Владимир Терешков указал, что уточнение статей расходов в бюджете будет проходить в согласительных комиссиях, которые начнут свою работу на следующей неделе. В свою очередь, Александр Высокинский уже после заседания в беседе с журналистами отметил, что будет вести переговоры с парламентариями по своему предложению: «Депутаты — высшая власть, и они вправе требовать от правительства отчета, куда конкретно будут тратиться областные деньги».
Стоит также отметить, что проект бюджета на 2014 год предполагает уменьшение дефицита — по прогнозу он составит 25,5 миллиардов рублей. В 2015 году дефицит планируется на уровне 27,6 миллиардов, в 2016 году — 24,2 миллиарда. По словам министра финансов, источником снижения дефицита послужат банковские и бюджетные кредиты, а также доходы области от продажи акций.
Тем не менее, несмотря на оптимистичный по нынешним меркам бюджетный прогноз, в конце своего доклада Галина Кулаченко сделала важную ремарку: «Учитывая непростую ситуацию в целом по стране, по поручению президента России министерство финансов РФ разработало рекомендации по увеличению доходной базы и сокращению расходной базы, а также по управлению государственным долгом. К сожалению, письмо Минфина РФ поступило к нам уже после внесения проекта бюджета в Заксобрание, поэтому, возможно, придется вносить изменения в уже запланированный документ».
Среди предложений Минфина значится необходимость пересмотреть ставки по региональным налогам в сторону увеличения по отдельным категориям граждан (например, транспортного налога), провести инвентаризацию социальных выплат и льгот, установленных на региональном уровне, а также исключить дополнительные меры социальной поддержки со стороны региона федеральным льготникам. Галина Кулаченко не стала скрывать, что подобные рекомендации ставят Свердловскую область в довольно жесткие рамки. Областные финансисты в срочном порядке должны составить план работы по оптимизации расходов в 2014 году и до 15 ноября предоставить его парламентариям. «Я допускаю, что несоблюдение нашим регионом этого плана может сказаться на снижении объема дотаций из федерального бюджета. Прежде всего, это касается фонда заработной платы, 20% формируется из федеральной дотации, а это значительная часть для Свердловской области. Реалии таковы, что областные бюджеты зависят от федерального, также как и муниципалитеты зависят от регионов», — пояснила Галина Кулаченко.
Депутаты Заксобрания не стали отрицать, что полученные рекомендации могут болезненно отразиться на бюджете будущего года, но о возможном урезании пока говорят с осторожностью. «В Свердловской области сейчас более 140 законов социальной направленности. Они были приняты в те времена, когда областной бюджет сводился с профицитом. Тогда траты миллионов на социальные выплаты воспринимались как должное, а сейчас настало время экономить, и от чего-то придется отказаться», — прокомментировал глава бюджетного комитета Владимир Терешков.