Минфин предложил на год отменить накопительную часть пенсии
У правительства очередная пенсионная новация. По инициативе Минфина оно хочет на год приостановить отчисления всех россиян в накопительную часть их будущих пенсий, независимо от того, какое решение приняли сами граждане — продолжать накапливать будущую пенсию в негосударственных фондах или нет. В 2014 г. эти средства в любом случае будут направлены в распределительную систему на выплату текущих пенсий и учтены на индивидуальных страховых счетах.
Иными словами, накопительная часть пенсии на год отменяется, а страховая возрастает с 10% до 16%. Это предложение уже учтено в проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы.
Авторы идеи не скрывают, что инициатива продиктована растущим дефицитом бюджета. Цена вопроса — около 250 млрд рублей. Такова примерная оценка накопительных взносов россиян за будущий год. Согласно новой идее, эти деньги получит Пенсионный фонд России (ПФР), но одновременно на такую же сумму будет уменьшен трансферт из федерального бюджета.
При этом в Минфине уверяют, что интересы граждан временный секвестр накопительной части никоим образом не ущемляет. Наоборот, они получат достойную компенсацию, ибо в настоящее время «рубль в страховой дороже, чем рубль в накопительной системе». Примечательно, что ранее ведомство последовательно выступало за необходимость сохранения накопительной части пенсии.
Постоянная смена правил игры утверждает людей лишь в одной мысли: вся пенсионная реформа — очередной способ относительно честного отъема денег у населения, что бы там ни обещали чиновники.
«Если бы у нас действовал механизм страхования, а государство действительно хоть один раз сделало бы именно вот это — платить пенсию в зависимости от того, как человек работал, а точнее, от того, как он перечислял взносы. На практике всегда — при СССР, при ранней России, при поздней России — это приводило только к выравниванию пенсии, потому что государство говорило, что у него кончаются деньги, и начинало выравнивать. Весь мой 30-летний опыт чиновника показывает, что на практике так не будет никогда, у государства денег не хватит», — отметил на пресс-конференции в РБК бывший министр труда и социального развития РФ, завкафедрой Российского экономического университета им. Плеханова Александр Починок.
По его словам, лучшее, что можно в этой ситуации сделать, — самому заботиться о своей старости. А это значит, «копить, копить и еще раз копить деньги».
В правительстве единства по данному вопросу тоже нет. С критикой выступили глава МЭР Алексей Улюкаев и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Подобный шаг ухудшит не только отношение населения к пенсионной реформе, но и инвестиционный климат, полагают они. Впрочем, и в том, и в другом случае ухудшать уже все равно практически нечего.
Инициативу Минфина по введению моратория на накопительную часть пенсии уже прокомментировал кандидат экономических наук, исполнительный директор негосударственного пенсионного фонда «Образование» Алексей Филиппов (Екатеринбург).
«После таких инициатив перестаешь доверять государству. Нельзя принимать подобные решения, перечеркивая сделанное за 10 лет пенсионной реформы. Заметьте, сделанное не государством и чиновниками, а специалистами НПФ, которые практически в одиночестве убеждали россиян, что самим формировать свою пенсию — необходимо!», — говорит эксперт.
По словам Алексея Филиппова, государство объясняет введение моратория необходимостью выплачивать пенсию нынешним пенсионерам. Однако, обращает внимание аналитик, власти вряд ли дадут сегодня ответ на вопрос: в случае введения моратория на начисление накопительной части пенсии из каких источников будет выплачиваться пенсия каждому из нас?
Инициатива государства, уверен Алексей Филиппов, несправедлива ни в отношении НПФ, ни в отношении их клиентов. «Представьте, с 1 января 2014 года взносы, уплаченные работодателем, в выбранный работником НПФ переводиться не будут. Взамен данному работнику предлагается нулевая доходность (в случае, если будет решено направить накопления на выплаты нынешним пенсионерам) или доходность Внешэкономбанка (которая клиента НПФ ну никак не устраивает). Заключая договор с НПФ, данный гражданин сделал осознанный выбор в существующем правовом поле — почему сейчас его этого права лишают?» — недоумевает эксперт.
«Как руководитель НПФ в случае введения моратория я могу утверждать, что в России не нужны
малые и средние (да и крупные) негосударственные пенсионные фонды. НПФ сегодня выполняют все требования законодательства, наша деятельность прозрачна и жестко контролируется государством. Мы ведем просветительскую работу среди населения по пенсионным вопросам (то есть, по сути, выполняем функцию государства), организуем прием документов на выплату пенсионных средств. Наша доходность обгоняет инфляцию, благодаря чему размещать накопительную часть пенсии в НПФ намного выгоднее, чем в Пенсионном Фонде», — говорит Алексей Филиппов.
По оценкам эксперта, введение моратория сократит количество НПФ вдвое — с рынка могут уйти как небольшие региональные фонды, так и крупные федеральные игроки (сейчас в России работают 127 НПФ). «В условиях, когда государство не обозначает условия и сроки, при которых накопления клиентов переведут в негосударственные пенсионные фонды, деятельность НПФ просто теряет смысл. Зачем тогда вообще нужна была пенсионная реформа?», — заключает Алексей Филиппов.
Напомним, накануне газета «Ведомости» распространила информацию о том, что в четверг, 3 октября, Государственная Дума рассмотрит пакет законопроектов о пенсионной системе, в том числе законопроект о моратории на перевод накопительной части пенсии в НПФ. Предлагается, что с 1 января 2014 года все 6% накопительного взноса у всех граждан пойдут в страховую часть.
Чтобы продолжать работать с пенсионными накоплениями, НПФ должны за 2014-2015 годы сменить организационно-правовую форму и войти в систему гарантирования. Суть в том, чтобы, пока НПФ не пройдут все процедуры, не запускать в систему новых денег. Но право выбора накопительного тарифа — 0% или 6% - у граждан остается, и, когда НПФ войдут в систему гарантирования, они продолжат работать с накоплениями. В эти два года накопительные взносы (это около 500 млрд. рублей) предполагалось передавать на временное хранение государственной управляющей компании — Внешэкономбанку.