Ученые из России и Германии выяснили, как мозг лучше запоминает новые слова
Ученые Уральского федерального и Тюбингенского (Германия) университетов разработали и экспериментально протестировали метод, который позволяет определить способность к запоминанию слов и обучению языку. Статья с описанием эксперимента опубликована в Journal of Neurolinguistics, сообщает в среду пресс-служба УрФУ.
С помощью электроэнцефалографии ученые замерили, насколько интенсивно мозг реагирует на возбуждение от непривычного словосочетания и когда он начинает воспринимать «аномалию» как «норму».
Так, на фразу «я предпочитаю кофе со сливками и сахаром» реакция будет значительно меньше, чем на фразу «я предпочитаю кофе со сливками и носками». Аналогичным образом мозг реагирует и на отдельные пары слов: «кошка-собака» и «кошка-небо».
На первой фазе эксперимента испытуемым 20 раз повторяли пять необычных пар слов (в частности, «вагон-текст», «смерть-фрукт», «серьезность-корова»). Затем к парам слов, которые «выучил» мозг, добавляли новые «курьезные» пары.
Эксперимент показал, что реакция на заученные пары слов быстро уменьшается и становится неотличимой от реакции на привычные пары слов типа «кофе-сливки».
Применить разработанный и протестированный ими метод ученые в дальнейшем планируют к пациентам с тяжелыми травмами мозга и глубоким расстройством сознания.
«Мы получаем индекс научения человека новым словам, по сути — языку. При этом нам не нужно выяснять у испытуемого, насколько он способен к запоминанию и обучению. Его мозг сам, своей активностью сообщает нам об этом, а мы регистрируем его сообщения. В этом — главное достижение нашей работы», — поясняет научный сотрудник департамента психологии УрФУ и Института медицинской психологии и поведенческой нейробиологиии Тюбингенского университета Юрий Павлов.