Атомный ледокол «Урал» спустили на воду
На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спущен на воду второй серийный универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Урал». Сдача ледокола, заложенного 25 июля 2016 года, намечена на 2022 год.
По Северному морскому пути от Владивостока до Петербурга — 7718 морских миль — это 14 тысяч 300 километров. На контрасте — более дорогой южный маршрут — через Суэцкий канал. Более 23 тысяч километров и целый месяц плавания. А ведь там еще сомалийские пираты. Но, несмотря на все это, для транзитной доставки грузов этот вариант используется почти в пять тысяч раз чаще, чем Севморпуть. Почему?
Все просто. По Северу большегрузные контейнеровозы и танкеры могут ходить не более четырех месяцев в году. В остальное время северные воды скованы льдом. Решение — флотилия универсальных ледоколов, в частности, «Урал».
Арктический гигант в длину — 173 метра (это полтора футбольных поля). В ширину — 34 метра. Высота от глади воды — полсотни метров. Это почти как двадцатиэтажный дом. Но главная «изюминка» — под водой. «Урал», а еще «Арктика» и «Сибирь» (их стройка — уже на финишной прямой) имеют универсальную двухосадочную конструкцию, которая позволяет ходить как в глубоких арктических водах, так и в устьях сибирских рек. В сердце атомоходов проекта ЛК-60 — два реактора.
Петербург. Нева. Балтийский завод. Отсюда начинается путь в Арктику. Сотни километров сварных швов. Тридцать тысяч тонн стали. Новейший ледокол строят круглосуточно в три смены, в проекте заняты больше шести тысяч человек.
В длину на нем можно расположить два футбольных поля. В ширину уместится девятиэтажка. Из-за внушительных габаритов «Урал» можно принять за еще одно из зданий завода.
Сейчас в Петербурге идет строительство сразу трех новейших атомных ледоколов. Головной корабль — «Арктика» — отправится покорять Северный ледовитый океан уже в следующую навигацию. Эти арктические исполины станут самыми большими и мощными в мире. Они смогут проводить караваны судов, пробивая лед толщиной до трех метров.
В среднем атомоходы проводят в море четыре-пять месяцев. Новые ледоколы проекта 22220 смогут работать, даже когда в Арктике пик зимы. Все благодаря двойной осадке. Здесь фактически два корпуса, как у подводной лодки: внутренний и внешний. Такая необычная конструкция позволит ледоколу без потери времени и скорости легко заходить из Карского моря в устье Енисея.
При этом конструкторы позаботились о нуждах экипажа, которому придется долгие месяцы находиться бок о бок друг с другом посреди белого безмолвия. На борту предусмотрено все — от бассейна и сауны до Wi-Fi в каждой каюте.
«Ледокол рассчитан на то, что команда будет уходить на три и более месяцев, Помещение не будут уступать современный круизным лайнерам по уровню своего оснащения», — рассказал Вадим Ивлев, главный конструктор серийных атомоходов проекта 22220.
От заправки до заправки атомный реактор сможет до семи лет работать автономно. При этом заходить в порт ледоколу необходимо только для пополнения продовольствия и смены экипажа.
Сердце новейшего ледокола — атомный реактор мощностью 175 мегаватт. Этой установки хватит, чтобы обеспечить бесперебойной подачей энергии город с населением свыше 100 тысяч человек.
Возможностей легендарных атомных ледоколов, построенных еще в советские годы, сегодня уже недостаточно. Через пять лет оборот Севморпути должен достигнуть 80 миллионов тонн. Это и транспортировка полезных ископаемых и природного сжиженного газа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Три арктических богатыря — «Урал», «Сибирь» и «Арктика» — будут держать ворота Северного морского пути открытыми практически круглый год.
На первый серийный атомный ледокол проекта 22220 — «Сибирь» — в апреле погрузили главный турбогенератор левого борта. А 16 мая сообщалось о начале загрузки ядерного топлива в реактор головного атомного ледокола этого проекта — «Арктика». Ледокол «Урал», в отличие от него, сходит со стапеля с уже загруженными реакторными установками и практически полностью оснащенным системой электродвижения.
Ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал» станут самыми большими и самыми мощными атомоходами в мире, сообщается на сайте Балтийского завода. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до трех метров. Новые корабли будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Двухосадочная конструкция судна позволит использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.
В ходе церемонии спуска «Урала» на воду вице-премьер России Юрий Борисов напомнил, что к строительству на Балтийском заводе запланированы еще два корабля этой серии. О принятии решения о финансировании еще двух ледоколов говорил и глава «Росатома» Алексей Лихачев.
Крестной матерью ледокола «Урал» стала глава Банка России Эльвира Набиуллина, передает «Интерфакс». По ее словам, в Центробанке приняли решение выпустить монету, посвященную атомному ледокольному флоту проекта 22220.
Сдача головного ледокола «Арктика» изначально была намечена на май-июнь 2019 года, а первого и второго серийных — «Сибири» и «Урала» — на ноябрь 2020 года и ноябрь 2021 года соответственно. В сентябре 2018 года сообщалось о возможности переноса сроков сдачи «Арктики» на декабрь 2019-го.