Эксперт: Появление в России ракеты-носителя подобной Falcon Heavy не предвидится
Появление в России ракеты-носителя класса Falcon Heavy («Фэлкон Хеви») не предвидится, как минимум 10 лет. Такое мнение высказал в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» академик Российской академии Космонавтики имени К.Э.Циолковского Александр Железняков.
«Наше движение в плане ракетостроения испытывает значительные трудности. И, к сожалению, мы сейчас начинаем усиленно отставать от наших заокеанских конкурентов. До начала летных испытаний нашей сверхтяжелой ракеты еще как минимум 10 лет. Обидно, учитывая то, что у нас остались только наработки прошлого, и эти наработки уже заканчиваются», — сказал академик.
А.Железняков считает, что в интересах национальной безопасности страны все-таки необходимо иметь в арсенале ракеты подобного класса. «Необязательно их использовать сей момент, но иметь возможность выводить тяжелые грузы на орбиты надо обязательно, потому что неизвестно как сложится международная обстановка, которая в последние годы все больше обостряется. Международное сотрудничество может и прекратиться», — отметил он.
Академик добавил, что запуск «Фэлкон Хеви» интересное и важное событие. «В арсенале человечества появился носитель такой грузоподъемности, что потребуются и при создании грузоподъемной конструкции, и на околоземной орбите, и на окололунной орбите. Недооценивать такое событие не стоит», — отметил он.
Александр Железняков напомнил, что в истории космонавтики уже были три подобные системы «Сатурн-5″, „Шаттл“ и „Энергия“, которые превышали по грузоподъемности „Фэлкон Хеви“, но отличие в том, отметил он, что они уже давно не летают. „Фэлкон Хеви“ начинает свою элитную историю, и ракеты подобного класса очень нужны», — заключил он.
Россия пока не готова развивать космическую программу наравне с США. Такое мнение высказал в интервью радиостанции «Эхо Москвы» первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин, комментируя запуск американской частной компанией «Space X» сверхтяжелой ракеты-носителя «Falcon Heavy».
«Российская экономика по пересчету покупательной способности сейчас 6-я, а в долларовом исчислении она 12-я. Поэтому нам весьма сложно вести на равных космическую гонку с США», — сказал он.
О.Смолин отметил, что запуск американцами ракеты-носителя — это большое достижение в освоении космоса. «У меня это вызывает двойственное ощущение. С одной стороны — это большое достижение в освоении космоса, поскольку о сверхтяжелой ракете мечтают любые страны. С другой стороны — пиар-акция — в космосе летает автомобиль», — сказал он.
Смолин добавил, что наиболее уверенно Россия могла конкурировать с США только в период Советского Союза. И выразил надежду, что страна сможет укрепить экономику, чтобы получить «сверхтяжелые ракеты» подобного класса.
Американская частная компания Space X («Спейс экс») провела успешный первый испытательный запуск сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy («Фэлкон хеви») со стартовой площадки на мысе Канаверал во Флориде.
Сегодняшний старт был тестовым. Поэтому на борту нет серьезного научного оборудования. Внутрь создатели поместили ярко-красный электромобиль из личного гаража основателя компании Илона Маска. За рулем «Теслы» сидит манекен в скафандре, на приборной доске перед ним крупная надпись «Без паники», а из динамиков летящего в космос автомобиля звучит музыка Дэвида Боуи.
Многие эксперты называют ночной запуск историческим, а саму ракету — уникальной.
Ракета Falcon Heavy была запущена в космос впервые и стала самой мощной из всех ныне существующих. К ее запуску компания SpaceX готовилась на протяжении семи лет. Falcon Heavy основана на базе ракеты Falcon 9, которая активно эксплуатируется с 2012 года. В новой, тяжелой модели ракеты используется не один, а сразу три ускорителя, которые отделяются и садятся на специально установленные платформы. При старте работают сразу 27 двигателей — по девять в каждом блоке.
Главный прорыв Falcon Heavy заключается в увеличенной массе полезной нагрузки, которую можно выводить на орбиту. В одноразовом варианте без отделения ступеней ракета сможет доставлять в космос груз массой свыше 63 тонн. Как отмечает портал N+1, этот показатель более чем в два раза превышает полезную нагрузку любой другой эксплуатируемой ракеты. В случае отделения ступеней часть топлива будет расходоваться на их посадку, и масса максимального груза будет сильно ограничена.
Запуск ракеты обошёлся примерно в 90 миллионов долларов. По меркам отрасли это считается совсем немного.
Основатель компании SpaceX Илон Маск доволен тем, как прошёл старт, хотя из трёх ускорителей первой ступени успешно вернуть за Землю удалось только два. На борту ракеты по желанию создателя находится его личный электромобиль ярко-красного цвета. За рулём сидит манекен, который «слушает» музыку. Из кабины, откуда открывался вид на Землю, велась прямая телетрансляция. Её смотрели в интернете миллионы зрителей.
Россия пока не готова развивать космическую программу наравне с Америкой, отметил в интервью «Эху Москвы» зам. пред думского комитета по науке и образованию Олег Смолин.
В Роскосмосе несколько дней назад рассказывали о планах строительства сверхтяжёлой ракеты. Этот проект в нашей стране может быть реализован примерно через 9 лет.