Ученые готовят революцию, которая отодвинет границу смерти
Директор по науке Института биологии старения Игорь Артюхов рассказал нам, в чем суть и перспективы уникального эксперимента по «воскрешению» мозга.
ГДЕ «ТОЧКА НЕВОЗВРАТА»?
Сотни тысяч людей во всем мире впадают в тяжелую кому без надежд вернуться к жизни. Поэтому эксперимент, который начинает команда американских ученых во главе с биологом Ирой Пастором (Ira Pastor), выглядит революционным: пациентам планируют восстановить и «разбудить» мозг. Насколько велики шансы на успех, какие подводные камни ожидают исследователей и какие горизонты открывает такая технология для человечества — самые волнующие вопросы мы задали директору по науке Института биологии старения, известному геронтологу и ученому-биофизику Игорю Артюхову.
— Когда-то считалось: если человек перестал дышать — он мертв. Потом выяснилось: даже после прекращения дыхания может биться сердце. И «точкой невозврата» стали считать прекращение сердцебиения. Но затем оказалось, что это клиническая смерть, после которой человека можно спасти, запустив остановившееся сердце.
Сейчас последней границей, из-за которой не возвращаются, считается смерть мозга. Понятие это достаточно расплывчатое. В целом идет речь о самой тяжелой, запредельной коме, когда больной становится живым трупом. Дыхание, работа сердца и других органов поддерживаются извне с помощью приборов. Обычно на таких пациентах ставят крест: заниматься ими бесполезно, шансов нет. Ира Пастор и его команда фактически хотят отодвинуть границу смерти и доказать: даже после гибели мозга человека можно вернуть к жизни. При этом, если быть точным, с научной точки зрения, речь, конечно, не идет о воскрешении. Наоборот, если эксперимент пройдет успешно, мы сможем признать: смерть мозга в ряде случаев вовсе не означает, что больной умер.
УЧИМСЯ У БРАТЬЕВ МЕНЬШИХ
Американские исследователи из биотехнологической компании BioQuark запускают совместный проект с индийскими медиками в больнице Анупам города Рудрапур. С помощью новой технологии попробуют вернуть к жизни 20 пациентов в возрасте от 15 до 65 лет. Дважды в неделю в спинной мозг больных будут вводить материал со стволовыми клетками. Также с помощью помпы будут закачивать специальные соединения — пептиды. Параллельно используют лазерную и электростимуляцию. Первые заметные результаты планируется получить через 2 — 3 месяца. В целом проект рассчитан на срок до апреля 2017 г.
Ира Пастор заверил журналистов, что эксперимент не является столь уж фантастическим. В природе есть примеры, когда у животных мозг регенерируется даже после тяжелых и опасных травм. Таким образом удается спасать свою жизнь некоторым видам рыб, амфибий (тритоны, саламандры и др.), плоским червям плананариям. У человека нет способности регенерации центральной нервной системы. Но все мы эволюционно произошли от единого предка. Поэтому вполне можем воспроизвести ценный опыт меньших братьев и обзавестись такой способностью с помощью новых биомедицинских технологий, отмечают биологи.
Кстати, важно, что данный эксперимент официально признан этически допустимым и оправданным. Исследователи получили необходимые разрешения Национального института здравоохранения США (NIH).
«ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОКНО»
— Игорь Валентинович, вы известны как ученый, который впервые в России провел крионирование — замораживание организма человека после смерти мозга (эта технология используется для сохранения организма, чтобы вернуть его к жизни в будущем, когда станут доступны соответствующие технологии. — Авт.). Как вы оцениваете шансы на успех эксперимента Иры Пастора? Может ли эта методика приблизить час «воскрешения» людей, чьи тела и/или мозг были заморожены по их воле?
— Думаю, что шансы на успех эксперимента достаточно велики. Противники крионики больше всего упирают на то, что уже через 8 — 10 минут после констатации смерти мозга у человека все нейроны (нервные клетки мозга) мертвы. На самом деле исследования показывают, что еще в течение 2 — 4 часов нейроны живут даже без охлаждения. Если же их охладить, то можно продержать живыми до нескольких десятков часов, до суток. А пока нейроны живы, их можно восстановить. В том числе если в этот срок произвести криозаморозку с перспективой восстановления в будущем.
— То есть когда у людей фиксируют смерть мозга, часть нейронов оказывается еще жива?
— Есть так называемое терапевтическое окно. Сейчас это понятие применяется в отношении ишемического инсульта. Вокруг очага с погибшими клетками мозга находится зона «ишемической полутени»: кровоснабжение там нарушено, но нейроны еще сохраняют жизнеспособность в течение 3 — 6 часов. Если успеть начать лечение во время этого терапевтического окна, то человека можно спасти.
Новая технология предполагает, что терапевтическое окно будет применяться не к отдельным участкам, как при инсульте, а ко всему мозгу. То есть, даже если констатирована смерть мозга в целом, еще есть время, когда его можно восстановить. Либо — охладить для последующего восстановления.
ВОССТАНОВИТЬ И РАЗБУДИТЬ
— Вы могли бы пояснить, что именно хотят сделать исследователи?
— Судя по всему, с помощью стволовых клеток предполагается восстановить участки мозга, в которых погибли нейроны (стволовые клетки преобразуются в необходимый тип клеток, в том числе в нервные. — Авт.). Лазерная и электростимуляция нужна для того, что активировать нейроны, запустить их активность — «разбудить».
— В чем главные сложности, подводные камни?
— Трудностей немало. Основная вот в чем. Когда начинает поступать кислород и нейроны восстанавливают свою активность, у них может наступить перевозбуждение, в результате которого запускается апоптоз — клеточное самоубийство.
— Выходит, между восстановлением и новым разрушением такая тонкая грань — реально ли не перейти ее, сберечь нервные клетки?
— В этом могут помочь препараты-нейропротекторы. Вполне вероятно, что для такой цели в эксперименте будут использоваться специальные пептиды (соединения из аминокислот. — Авт.).
КОГО УДАСТСЯ СПАСТИ?
— Эксперты прогнозируют, что в случае успеха эксперимента новая технология поможет восстанавливать людей после тяжелых черепно-мозговых травм, инсультов, тяжелых состояний при болезнях Паркинсона и Альцгеймера. Вы согласны, что нас ждет такое светлое будущее?
— Пока метод выглядит довольно сложным с технической точки зрения, не думаю, что он в скором времени станет широко доступным. Во всяком случае, для нашей страны это вряд ли случится в ближайшие 5 — 10 лет. Но в США и некоторых других странах новая технология вполне возможно начнет применяться для спасения людей быстрее. Но главное, что это революционное достижение рано или поздно может позволить всему человечеству отодвинуть границу смерти.