Жирафы раскрыли две свои самые загадочные тайны
Ученые впервые услышали, какие звуки издают длинношеие, считавшиеся немыми, и поняли, что они все-таки умеют плавать
Хмыкающее длинношеее
Жирафы считались немыми. Мол, у них слишком длинная шея. И сквозь нее невозможно пропустить достаточно воздуха, чтобы издать какой-либо отчетливый звук — вроде «б-э-э-э, м-э-э-э или и-го-го. Жирафы, конечно, фыркают. Но они это делают ноздрями. Что не может считаться характерным звуком.
Некоторые биологи, правда, полагали, что жирафы могут генерировать инфразвуки — вибрации низкой частоты, которые человеческое ухо не улавливает. Благодаря им и обмениваются сигналами.
Разобраться в аудио тайнах длинношеих взялась Анджела Стогер (Angela Stoger) из Университета Вены (University of Vienna, Austria), которая сделала более тысячи записей, размещая микрофоны среди жирафов. Никаких инфразвуков исследовательница не идентифицировала. Зато услышала другие звуки, которые, как выяснилось, длинношеие все-таки издают.
Жирафы хмыкают — испускают нечто вроде басовитого «х-ы-ы» на частоте 92 герца, различаемой человеческим ухом. Эти «х-ы-ы» бывают короткими и длинными, громче и тише, с вариациями. По мнению Анджелы, жирафы выражают ими свои эмоции.
Не исключено, что в будущем году исследовательница получит Шнобелевскую премию, как и ее коллеги, которые тоже озаботились жирафами. А именно попытались узнать, умеют ли те плавать.
Плавают, как топоры?
Наверное, нет на Земле животного, по крайне мере, из числа крупных, которое не умело бы плавать. Похоже, что эта способность дарована всем от природы. Даже людям. И они начинают плыть, будучи брошенными в воду. На этом основана одна из методик избавления от водобоязни.
На удивление, плавают даже слоны — люди видели. А вот, как плавают жирафы никто не видел. Может быть, от этого и принято было считать, что гиганты просто не умеют плавать. С устоявшимся мифом и решили побороться Доктор Дональд Хендерсон (Dr Donald Henderson) из Королевского Тиррелловского палеонтологического музея в Канаде (Royal Tyrrell Museum of Palaeontology in Canada) и доктор Даррен Нэйш (Dr Darren Naish) из Университета Портсмута в Великобритании (University of Portsmouth).
Исследования плавучести жирафов носили чисто теоретический характер. Представляли из себя компьютерное моделирование поведения цифрового жирафа в цифровой воде.
Из предыстории известно, что доктор Нейш взялся за проблему на спор. «Достали» коллеги, которые упорно доказывали: жирафы избегают воды как чумы, даже в чрезвычайных ситуациях. Поскольку знают: утонут. Ведь с таким несуразным телом плавать невозможно.
В подельники Нейш привлек доктора Хендерсона, которые уже поднаторел в создании цифровых животных. Более того, работал как раз над жирафом.
В цифровом жирафе ученые учли многочисленные параметры — вес, размер, биомеханику, даже манеры.
В итоге, исследователи выяснили: жираф в воде — причудливое зрелище. Длинные передние ноги тянут переднюю часть туловища вниз. При этом шея вытягивается почти горизонтально и чуть ли не вся скрывается под водой. Голова оказывается под неудобным углом.
Крупные животные обычно плавают, перебирая ногами, в той же манере, что и ходят. Например, так поступаю лошади. А жираф ходит, опуская и поднимая шею в такт движению ног. В воде такой трюк проделать сложно — пришлось бы нырять. И плывущий жираф старается шеей не двигать.
Главный вывод моделирования: жираф — плохой пловец. Но не безнадежный. Если попадет в воду — не утонет. Хотя и помучатся. И двигаться будет гораздо медленнее лошади или слона.
По оценкам доктора Нейша и доктора Хендерсона, жираф поплывет, если глубина водоема превысит 2,8 метра. Более мелководные — он перейдет по дну.
Исследователи опубликовали свою работу в авторитетном научном журнале Journal of Theoretical Biology. И ждут Шнобелевскую премию с 2010 года.