Российские пользователи Интернета рассказали, чего они боятся в Сети
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как часто российские интернет-пользователи становились жертвами мошенничества и вирусов в Сети, какие данные считают наиболее уязвимыми, и что предпринимают для защиты от киберугроз.
Жертвой разного рода интернет-мошенничества становился каждый третий пользователь Глобальной сети (32%).
Каждый второй российский пользователь (50%) не опасается атаки интернет-мошенников. Уязвимыми перед ними чувствуют себя менее половины (45%) пользователей. Вредоносное программное обеспечение вызывает страх у 55%, тогда как 40% не тревожатся об этом.
В представлении российских интернет-пользователей наибольший интерес для кибермошенников представляют данные о банковских реквизитах, паролях, ПИН-кодах (88%). Около двух третей (62%) считают, что наибольшей опасности подвергаются паспортные данные. Прочая персональная информация, по мнению большинства опрошенных, мошенников особо не интересует. Самый низкий спрос, как полагают респонденты, — на пароли от страниц в социальных сетях (15%), личные фото, видео, аудио документы (12%) и пароли от компьютеров, смартфонов или планшетов (10%).
Представления россиян о безопасности в Сети подтверждаются практикой: 78% никогда не хранили и не стали бы хранить банковские реквизиты, включая пароли и ПИН-коды, на компьютере. Еще 12% иногда делают это, а иногда — нет. Большинство опрошенных также ни при каких обстоятельствах не пересылают пароли по электронной почте и не передают их в социальных сетях (73%), не используют простейшие пароли типа 12345 (70%), устанавливают и обновляют антивирусную программу (69%). Однако многие общепринятые правила личной безопасности в сети остаются чуждыми для наших граждан. Сложнее всего пользователям Рунета осознать риски при пользовании публичным Wi-Fi (30%) и приучить себя регулярно менять пароли от почтового ящика и страниц социальных сетей (27%).
Вот как прокомментировал полученную в ходе исследования информацию эксперт, заместитель вице-президента Mail.Ru Group по стратегическим продуктам Алексей Сергеев.
«По данным исследования, которое Mail.Ru Group проводила вместе с международной аналитической компанией Nielsen, жертвами кибермошенничества когда-либо становились 64% респондентов — российских интернет-пользователей. Это означает, что россияне по-прежнему уделяют недостаточно внимания своей безопасности в интернете. При этом объем конфиденциальной информации, хранящейся сегодня в почте, социальных сетях и других интернет-сервисах, стремительно увеличивается.
Среди причин, по которым они становились жертвами злоумышленников, участники исследования чаще всего называют использование простого пароля, вирус или переход на мошеннический сайт. Примерно в два раза реже отмечают, что пострадали, отреагировав на мошенническое сообщение или использовав одинаковый пароль на нескольких сервисах.
Поскольку придумать разные пароли для всех аккаунтов достаточно затруднительно, эксперты рекомендуют использовать уникальные и сложные пароли хотя бы для наиболее важных, включая почту и социальные сети. Однако результаты исследования показывают, что почти четверть пользователей электронной почты используют пароль от основного ящика на других ресурсах, из них 62% — в социальных сетях, 27% — в онлайн-магазинах и 25% — в дополнительном почтовом ящике.
Важно понимать, что более 99% кибератак на пользователей носят не таргетированный, а массовый характер. Иными словами, в подавляющем большинстве случаев злоумышленник взламывает не конкретный аккаунт, а как можно больше любых аккаунтов. Страдают, естественно, те, кто плохо защищен: кто ленится придумывать сложный, уникальный пароль, регулярно его менять, настраивать двухфакторную авторизацию и так далее. Зная это, мы стремимся обеспечивать высокую защиту даже тем, кто не умеет или не хочет заботиться о собственной безопасности".