«Отвечал за западный вектор». Политологи оценили влияние Макея на внешнюю политику Белоруссии
После смерти министра иностранных дел Владимира Макея международная изоляция Белоруссии только усилится, поскольку дипломат пользовался доверием на Западе, а президент Александр Лукашенко использовал его как «коммуникатор» для общения с западными странами, сказал РБК политолог НИУ ВШЭ, специалист по постсоветскому пространству Андрей Суздальцев.
«Долгие годы в руководстве республики Макей возглавлял западный вектор. Именно он проводил политику многовекторности. Был очень осторожен. Считалось, что у него есть „ключи от Запада“. Чем он был ценен для Лукашенко — тем, что это была такая дорожка на Запад. Через него можно было выходить на Вашингтон, на Лондон, на Берлин, он имел большие связи», — считает политолог.
«Одно время даже говорили, что он может занять место Лукашенко. Лукашенко никогда это не подтверждал, но было ощущение, что Макей на это настроен, по крайней мере, были инциденты, когда он не опровергал эти слухи. Но после событий 2020 года он отошел на задний план. Это и понятно: отношения Белоруссии с Западом почти исчезли, Лукашенко стал общаться практически только с Москвой», — рассказал политолог.
В свою очередь белорусский политолог Валерий Карбалевич рассказал РБК, что несмотря на обвинения в «прозападности», никакой самостоятельной внешней политики Макей не вел и не мог вести, поскольку «в Белоруссии это невозможно».
По его словам, после протестов 2020 года и последовавших за ними санкций, когда западный вектор «фактически был вырублен под корень» и вся внешняя политика свелась к отношениям с Россией, все ожидали отставки Макея.
«Его политика — политика балансирования — закончилась. Но он удивительным образом остался. Сейчас он ушел из жизни, и можно сказать, что эпоха балансирования закончилась окончательно», — отметил политолог.
О смерти главы белорусского МИДа 26 ноября сообщил пресс-секретарь министерства Анатолий Глаз. Причины смерти дипломата он не назвал. Макею было 64 года.